Сегодня 7 декабря 2021 года - исполняется 80 лет со дня нападения Японии на американский флот в Перл-Харборе. Об этом уже много написано, проведено много расследований и сформировано множество теорий, объясняющих, или пытающих объяснить почему это произошло. В тот день флот США потерял два линейных корабля безвозвратно (включая "Юту" - три), еще шесть были серьезно повреждены, было повреждено несколько крейсеров и эсминцев, десятки самолетов были уничтожены и выведены из строя. Кажется удивительным, но в этом аду, уцелело почти "гражданское" судно - плавмастерская "Вестал", которое не момент удара находилось не где -нибудь в стороне, а была пришвартована к линкору "Аризона". Таким образом это судно оказалось практически в эпицентре удара, огня и взрывов, и при этом уцелело (почти уцелело).
Вообще, когда речь заходит о флотских плавмастерских, которые волей судьбы оказывались в гуще сражений, то лично я в первую очередь вспоминаю русскую "Камчатку" и американскую "Вестал". Русской плавмастерской не повезло, она погибла при Цусиме, а вот американская оказалась более везучей.
Предлагаем вспомнить прошедшие события на основе рапорта командира корабля.
Немного предыстории.
Плавмастерская «Вестал» была построена на казенной верфи «New York Navy Yard» как один из угольных транспортов «12585-тонного типа». В октябре 1909 года угольщик №1 был принято в эксплуатацию военным флотом, но с гражданской вольнонаемной командой. Первые три года транспорт служил в Атлантике, занимаясь снабжением углем кораблей флота, и даже совершил один рейс в Европу.
Для справки: Водоизмещение полное/нормальное 12585/ 8542 т. Размерения: 142 х 18,3 х 7,92 м. Мощность ГЭУ: 2х7500 л.с. Топливо: нефть. Максимальная скорость: 16 узлов. Экипаж: до 450 человек (35 офицеров). Вооружение: 4х1-127-мм пушки, 1х1 -76 -мм универсальная пушка М3, 7,62-мм пулеметы Льюис на крыльях мостика. Пулеметы съемные.
В октябре 1912 года транспорт был выведен из службы и на верфи «Boston Navy Yard» перестроен в плавмастерскую. Позже судну был присвоен литерный №4 и имя «Vestal» и в сентябре 1913 года судно было принято в службу. До 1917 года судно служило в Карибском море и в Мексиканском заливе. После вступления США в Первую мировую войну оно перебазировалось в Квинстоун (Ирландия), где обслуживало американские корабли, занятые в противолодочной службе. В конце войны плавмастерская «Вестал» вернулась в США и в 1925 году была модернизирована. В 1927 году судно перебазировалось на Тихий океан.
Во время нападения японской авиации на Перл-Харбор плавмастерская стояла у борта линейного корабля «Аризона».
Для справки: "Вестал" подошла к борту "Аризоны" накануне налета, 6 декабря, для проведения небольших ремонтных работ на борту линкора. Судно и линкор стояли носами в разные стороны.
Во время атаки на линкоры в судно попали две авиабомбы. Дальнейшие повреждения были получены во время взрыва погребов на линкоре «Аризона». Около 08.30 утра 7 декабря судно, опасаясь новых повреждений от разгоравшихся на линкоре пожаров, было отведено в глубь гавани на якорную стоянку. Между тем, в результате взрыва одной из бомб у судна была повреждена корма, и поступающая вода стала притоплять ее. Корабль был старый, и взять под контроль поступление воды не удавалось. Пришлось сняться с якоря и отойти на мелкое место у пляжа района Aiea в северо-восточной части гавани.
Дадим слово командиру корабля и его рапорту:
"Рапорт о нападении на Перл-Харбор
Плавмастерская «Вестал»", 10 декабря 1941 года. От: Командир корабля. Для: Командующий Тихоокеанским флотом. В соответствии с … распоряжения командующего представлен рапорт.
а. Плавмастерская «Вестал» получила попадания двух бомб приблизительно в 08.05 7 декабря, в то время как судно стояло ошвартованым своим левым бортом у левого борта линейного корабля «Аризона» у штатной линкорной стоянки «Fox-7» в Перл-Харборе. Одна бомба ударила с правого борта в районе 44-го шпангоута, пробила три палубы, пройдя через жилое помещение команды, кладовые А-16? и А-14?, и взорвалась в кладовой GSK А-9 у настила трюма. Вспыхнул пожар в жилом помещении команды, ограниченный закрытым проемом в переборке кладовой А-14?. Кладовые GSK были разрушены и тоже загорелись. Насколько может быть установлено, не имеется никаких признаков, что сама бомба или ее осколки причинили какие-либо пробоины в корпусе.
b. Вторая бомба ударила в районе 110-го шпангоута с левого борта, прошла через плотницкую кладовую, слесарную мастерскую, бытовое помещение слесарей (D-1 ½), топливные бункеры D-80-P-F и D-82-P-F и вышла за борт, пробив рваное отверстие в корпусе приблизительно 5 футов в диаметре чуть выше скулового киля. Вышеупомянутые помещения, включая и D-1 ½ , затоплены водой, смешанной с топливом, до уровня плотницкой кладовой.
c. Из-за взрыва первой бомбы, возникшего пожара и скопившейся при тушении воды, все кладовые сильно разрушены. Степень повреждений может быть установлена позже. Кроме того, сильный нагрев переборок из-за пожара потребовал затопления носового боепогреба, в котором помимо 100 штатных снарядов хранились примерно 580 снарядов для 5-дюймовых орудий.
d. Ущерб в результате взрыва погребов на «Аризоне» и последовавших пожаров на «Вестал» составил три спасательных плота, 6 швартовных канатов, забортный трап, различное оснащение и блоки, сожженная краска, согнутые стойки, разбитые стекла.
1. Приблизительно в 08.20 была замечена торпеда, прошедшая за кормой «Вестал». Очевидно, она поразила «Аризону», чей нос выступал примерно на 100 футов за кормой «Вестал». Почти одновременно в «Аризону» попала бомба. Сразу же после этого на линкоре взорвались носовые погреба. Взрыв вызвал образование пожаров на носу и на корме «Вестал». После того как рассеялся дым взрыва, стало видно, что загорелась нефть на воде между корпусами линкора.
2.Примерно в 08.30 был отдан приказ приготовиться отойти от борта линкора, это поручалось главному механику (engineer officer). В 08.45 носовые швартовы были отданы. В это время палуба квартердека «Аризона» уже была у уровня воды. «Вестал» дала ход обоими двигателями, но рулевое управление не действовало. Буксир оттащил нос «Вестал» от «Аризоны». Судно уже начинало крениться на правый борт и через корму принимало воду. «Вестал» вышла на точку южнее оконечности McGrew's Point по пеленгу 30 градусов на расстоянии 910 ярдов и в 09.10 стало на якорь при глубине воды 35 футов.
3.Осмотр повреждений проводился постоянно. Наблюдение показало, что судно садится кормой и продолжает крениться на правый борт. Осадка кормой достигла 27 футов при крене 6,5 градусов. Так как состояние судна невозможно было взять под контроль из-за слишком большой свободной поверхности воды и предполагая наличие двух пробоин (последующие осмотры показали только одну), было решено посадить судно на отмель. К тому же на судне еще не были погашены пожары, а вероятность нового нападения исключить было нельзя.
В 09.50 «Vestal» дала ход и направилась в сторону отмели Aiea, где и была посажена на мель в точке пересечения пеленгов 73 градуса (истинный) от старой железнодорожной станции Aiea и 320 градусов (истинный) от западного створа (West Tangent) McGrew's Point. Белый буй №2 у самого борта в средней части корпуса с правой стороны. Нос судна направлен на 092 градуса (истинный). Глубина воды 11 футов с носа, 18 футов у миделя и 27 футов с кормы. Осадка носом 15 футов, кормой 29 футов.
4. Предпринятые действия.
а. В 07.55 объявлена тревога по общему сбору. Прислуга заняла места у 3-дюймого зенитного орудия, четырех 5-дюймовых бортовых орудий и двух 30-калиберных зенитных автоматов. Приблизительно в 08.05 открыли огонь 3-дюймовая зенитка и оба автомата. После трех выстрелов на 3-дюймовом орудии заклинило замок. Едва успели устранить неисправность и сделать выстрел, как произошел взрыв погребов на «Аризоне». Орудийная площадка на «Вестал» была разрушена, погиб один артиллерист. Автоматы продолжали стрелять по самолетам до конца боя.
b. 3-дюймовая зенитка и кормовой автомат стреляли в торпедоносец, который выпустил торпеду в «Аризону» и затем обстрелял «Вестал». Этот самолет, как было замечено прислугой автомата, взорвался и рухнул на остров Форд. Это видели и другие люди, кто был рядом. Был ли самолет поражен орудиями «Вестал» или с других кораблей, неизвестно.
5. Собственные потери.
Опознанные погибшие люди - шесть человек, неопознанные погибшие - трое, один погиб на орудийной зенитной платформе и двое - на носу «Вестал». Вероятно, это были люди из экипажа «Аризона», переброшенные взрывом носовых погребов или, возможно, из экипажа «Вестал» прислуги кормовых орудий. Тела сожжены до неузнаваемости. Отсутствуют - семь человек. Госпитализированы - девятнадцать человек, из них пятая часть серьезно ранены, серьезные переломы и ожоги.
6. Поведение всех офицеров и вольнонаемного персонала было настолько образцовым и самоотверженным, что я буду особенно рад иметь
их рядом в предстоящих кампаниях.
Подписано: С. YOUNG."
В заключении, два слова об авторе этого рапорта. Интересно, что командиром "Вестал" на момент налета был коммандер Кассин Янг, который за проявленный героизм 7 декабря 1941 года был награжден Медалью Почёта. А уже в феврале 1942 года он был повышен в звании до кэптэна и позднее переведен на тяжелый крейсер CA-38 "Сан-Франциско" в качестве капитана. На мостике этого крейсера Кассинг Янг и погиб в ходе "Боя у острова Саво" (в ночь с 12 на 13 ноября 1942 года). В честь офицера был назван эсминец типа "Флетчер", сохраненный как музей и сейчас.
Для справки: после боя у острова Саво крейсер "Сан-Франциско" ремонтировался рабочими с плавмастерской AR-4 "Вестал". Вот такие вот повороты судьбы.
Ремонт плавмастерской после повреждений, полученных в Перл-Харборе занял больше двух месяцев. К середине февраля 1942 года «Вестал» удалось вновь ввести в строй. В августе 1942 года судно перешло в южную часть Тихого океана и занималось ремонтом боевых повреждений военных кораблей, участвовавших в боях у Гвадалканала и в средней части группы Соломоновых островов. Потом участвовало в кампаниях в центральной части Тихого океана и у Окинавы в мае 1945 года в своем прежнем качестве. Принимало участие в оккупации Японии и Китая. Затем занималось разоружением исключенных из состава флота кораблей и судов. В августе 1946 года собственными средствами судно было разоружено и переведено в резерв. В июле 1950 года продано на слом и вскоре разобрано на металл.
Принимало участие в оккупации Японии и Китая. Затем занималось разоружением исключенных из состава флота кораблей и судов. В августе 1946 года собственными средствами судно было разоружено и переведено в резерв. В июле 1950 года продано на слом и вскоре разобрано на металл.
Интересно, что и в Перл-Харборе на забыли это "небоевое" судно, и его подвиг под огнем.
Вот такая история о "почти гражданском корабле" пережившем нападение, которое "пережили" не все линкоры.
Источники: Печуконис, Н. Жемчужная гавань. Тревожное воскресенье. Часть 2. Атака на линейные корабли/ Бриз., № 32.-2000.- 40 с.; материалы сети Интернет
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: