Найти тему
Navygaming Channel

Удар на рассвете - взгляд с палубы плавмастерской

Сегодня 7 декабря 2021 года - исполняется 80 лет со дня нападения Японии на американский флот в Перл-Харборе. Об этом уже много написано, проведено много расследований и сформировано множество теорий, объясняющих, или пытающих объяснить почему это произошло. В тот день флот США потерял два линейных корабля безвозвратно (включая "Юту" - три), еще шесть были серьезно повреждены, было повреждено несколько крейсеров и эсминцев, десятки самолетов были уничтожены и выведены из строя. Кажется удивительным, но в этом аду, уцелело почти "гражданское" судно - плавмастерская "Вестал", которое не момент удара находилось не где -нибудь в стороне, а была пришвартована к линкору "Аризона". Таким образом это судно оказалось практически в эпицентре удара, огня и взрывов, и при этом уцелело (почти уцелело).
Вообще, когда речь заходит о флотских плавмастерских, которые волей судьбы оказывались в гуще сражений, то лично я в первую очередь вспоминаю русскую "Камчатку" и американскую "Вестал". Русской плавмастерской не повезло, она погибла при Цусиме, а вот американская оказалась более везучей.
Предлагаем вспомнить прошедшие события на основе рапорта командира корабля.

Немного предыстории.

Плавмастерская «Вестал» была построена на казенной верфи «New York Navy Yard» как один из угольных транспортов «12585-тонного типа». В октябре 1909 года угольщик №1 был принято в эксплуатацию военным флотом, но с гражданской вольнонаемной командой. Первые три года транспорт служил в Атлантике, зани­маясь снабжением углем кораблей флота, и даже совершил один рейс в Европу.

Для справки: Водоизмещение полное/нормальное 12585/ 8542 т. Размерения: 142 х 18,3 х 7,92 м. Мощность ГЭУ: 2х7500 л.с. Топливо: нефть. Максимальная скорость: 16 узлов. Экипаж: до 450 человек (35 офицеров). Вооружение: 4х1-127-мм пушки, 1х1 -76 -мм универсальная пушка М3, 7,62-мм пулеметы Льюис на крыльях мостика. Пулеметы съемные.

В октябре 1912 года транспорт был выведен из службы и на верфи «Boston Navy Yard» перестроен в плавмастерскую. Позже судну был присвоен литерный №4 и имя «Vestal» и в сентябре 1913 года судно было принято в службу. До 1917 года судно служило в Карибском море и в Мексиканском заливе. После вступления США в Первую мировую войну оно перебазировалось в Квинстоун (Ирландия), где обслуживало американские корабли, занятые в противолодочной службе. В конце войны плавмастерская «Вестал» вернулась в США и в 1925 году была модернизирована. В 1927 году судно перебазировалось на Тихий океан.

Плавмастерская AR-4 "Вестал", 20-е годы ХХ века
Плавмастерская AR-4 "Вестал", 20-е годы ХХ века

Во время нападения японской авиации на Перл-Харбор плавмастерская стояла у борта ли­нейного корабля «Аризона».

Для справки: "Вестал" подошла к борту "Аризоны" накануне налета, 6 декабря, для проведения небольших ремонтных работ на борту линкора. Судно и линкор стояли носами в разные стороны.

Схема размещение кораблей перед ударом
Схема размещение кораблей перед ударом

Во время атаки на лин­коры в судно попали две авиабомбы. Дальней­шие повреждения были получены во время взры­ва погребов на линкоре «Аризона». Около 08.30 утра 7 декабря судно, опасаясь новых повреж­дений от разгоравшихся на линкоре пожаров, было отведено в глубь гавани на якорную стоян­ку. Между тем, в результате взрыва одной из бомб у судна была повреждена корма, и посту­пающая вода стала притоплять ее. Корабль был старый, и взять под контроль поступление воды не удавалось. Пришлось сняться с якоря и отой­ти на мелкое место у пляжа района Aiea в севе­ро-восточной части гавани.

Дадим слово командиру корабля и его рапорту:

"Рапорт о нападении на Перл-Харбор

Плавмастерская «Вестал»", 10 декабря 1941 года. От: Командир корабля. Для: Командующий Тихоокеанским флотом. В соответствии с … распо­ряжения командующего представлен рапорт.

а. Плавмастерская «Вестал» получила попада­ния двух бомб приблизительно в 08.05 7 декаб­ря, в то время как судно стояло ошвартованым своим левым бортом у левого борта линейного корабля «Аризона» у штатной линкорной стоянки «Fox-7» в Перл-Харборе. Одна бомба ударила с правого борта в районе 44-го шпангоута, про­била три палубы, пройдя через жилое помеще­ние команды, кладовые А-16? и А-14?, и взорва­лась в кладовой GSK А-9 у настила трюма. Вспыхнул пожар в жилом помещении команды, ограниченный закрытым проемом в переборке кладовой А-14?. Кладовые GSK были разрушены и тоже загорелись. Насколько может быть ус­тановлено, не имеется никаких признаков, что сама бомба или ее осколки причинили какие-либо пробоины в корпусе.

Корабли под бомбами
Корабли под бомбами

b. Вторая бомба ударила в районе 110-го шпангоута с левого борта, прошла через плот­ницкую кладовую, слесарную мастерскую, быто­вое помещение слесарей (D-1 ½), топливные бун­керы D-80-P-F и D-82-P-F и вышла за борт, про­бив рваное отверстие в корпусе приблизитель­но 5 футов в диаметре чуть выше скулового киля. Вышеупомянутые помещения, включая и D-1 ½ , затоплены водой, смешанной с топливом, до уровня плотницкой кладовой.

c. Из-за взрыва первой бомбы, возникшего пожара и скопившейся при туше­нии воды, все кладовые сильно разрушены. Степень повреждений может быть установлена позже. Кроме того, сильный нагрев переборок из-за пожара потре­бовал затопления носового боепогреба, в котором помимо 100 штатных сна­рядов хранились примерно 580 снарядов для 5-дюймовых орудий.

"Вестал все еще у борта "Аризоны"
"Вестал все еще у борта "Аризоны"

d. Ущерб в результате взрыва погребов на «Аризоне» и последовавших пожа­ров на «Вестал» составил три спасательных плота, 6 швартовных канатов, забортный трап, различное оснащение и блоки, сожженная краска, согнутые стойки, разбитые стекла.

1. Приблизительно в 08.20 была замечена торпеда, прошедшая за кормой «Вестал». Очевидно, она поразила «Аризону», чей нос выступал примерно на 100 футов за кормой «Вестал». Почти одновременно в «Аризону» попала бомба. Сразу же после этого на линкоре взорвались носовые погреба. Взрыв вызвал образова­ние пожаров на носу и на корме «Вестал». После того как рассеялся дым взрыва, стало видно, что загорелась нефть на воде между корпусами линкора.

Взрыв "Аризоны"
Взрыв "Аризоны"

2.Примерно в 08.30 был отдан приказ приго­товиться отойти от борта линкора, это поручалось главному механику (engineer officer). В 08.45 носовые швартовы были отданы. В это время палуба квартердека «Аризона» уже была у уровня воды. «Вестал» дала ход обоими двигате­лями, но рулевое управление не действовало. Буксир оттащил нос «Вестал» от «Аризоны». Судно уже начинало крениться на правый борт и через корму принимало воду. «Вестал» вышла на точку южнее оконечности McGrew's Point по пеленгу 30 градусов на расстоянии 910 ярдов и в 09.10 стало на якорь при глубине воды 35 футов.

3.Осмотр повреждений проводился посто­янно. Наблюдение показало, что судно садится кормой и продолжает крениться на правый борт. Осадка кормой достигла 27 футов при крене 6,5 градусов. Так как состояние судна невозможно было взять под контроль из-за слишком боль­шой свободной поверхности воды и предполагая наличие двух пробоин (последующие осмотры показали только одну), было решено посадить судно на отмель. К тому же на судне еще не были погашены пожары, а вероятность нового нападения исключить было нельзя.

В 09.50 «Vestal» дала ход и направилась в сто­рону отмели Aiea, где и была посажена на мель в точке пересечения пеленгов 73 градуса (истин­ный) от старой железнодорожной станции Aiea и 320 градусов (истинный) от западного створа (West Tangent) McGrew's Point. Белый буй №2 у самого борта в средней части корпуса с правой стороны. Нос судна направлен на 092 градуса (истинный). Глубина воды 11 футов с носа, 18 футов у миделя и 27 футов с кормы. Осадка но­сом 15 футов, кормой 29 футов.

Маневрирование "Вестал" для отхода от "Аризоны"
Маневрирование "Вестал" для отхода от "Аризоны"

4. Предпринятые действия.

а. В 07.55 объявлена тревога по общему сбо­ру. Прислуга заняла места у 3-дюймого зенитного орудия, четырех 5-дюймо­вых бортовых орудий и двух 30-калиберных зе­нитных автоматов. Приблизительно в 08.05 открыли огонь 3-дюймовая зенитка и оба авто­мата. После трех выстрелов на 3-дюймовом орудии заклинило замок. Едва успели устранить неисправность и сделать выстрел, как произо­шел взрыв погребов на «Аризоне». Орудийная пло­щадка на «Вестал» была разрушена, погиб один артиллерист. Автоматы продолжали стрелять по самолетам до конца боя.

b. 3-дюймовая зенитка и кормовой автомат стреляли в торпедоносец, который выпустил торпеду в «Аризону» и затем обстрелял «Вестал». Этот самолет, как было замечено прислугой автомата, взорвался и рухнул на остров Форд. Это видели и другие люди, кто был рядом. Был ли самолет поражен орудиями «Вестал» или с дру­гих кораблей, неизвестно.

"Вестал" с креном на правый борт на мелководье у пляжа в Перл-Харборе
"Вестал" с креном на правый борт на мелководье у пляжа в Перл-Харборе

5. Собственные потери.

Опознанные погибшие люди - шесть человек, неопознанные погибшие - трое, один погиб на орудийной зенитной платформе и двое - на носу «Вестал». Вероятно, это были люди из экипажа «Аризона», переброшенные взрывом носовых по­гребов или, возможно, из экипажа «Вестал» при­слуги кормовых орудий. Тела сожжены до неуз­наваемости. Отсутствуют - семь человек. Госпитализированы - девятнадцать человек, из них пятая часть серьезно ранены, серьезные переломы и ожоги.

6. Поведение всех офицеров и вольнонаемно­го персонала было настолько образцовым и са­моотверженным, что я буду особенно рад иметь
их рядом в предстоящих кампаниях.

Подписано: С. YOUNG."

В заключении, два слова об авторе этого рапорта. Интересно, что командиром "Вестал" на момент налета был коммандер Кассин Янг, который за проявленный героизм 7 декабря 1941 года был награжден Медалью Почёта. А уже в феврале 1942 года он был повышен в звании до кэптэна и позднее переведен на тяжелый крейсер CA-38 "Сан-Франциско" в качестве капитана. На мостике этого крейсера Кассинг Янг и погиб в ходе "Боя у острова Саво" (в ночь с 12 на 13 ноября 1942 года). В честь офицера был назван эсминец типа "Флетчер", сохраненный как музей и сейчас.

Для справки: после боя у острова Саво крейсер "Сан-Франциско" ремонтировался рабочими с плавмастерской AR-4 "Вестал". Вот такие вот повороты судьбы.
Плавмастерская "Вестал" после посадки на мель у пляжа в районе Aiea
Плавмастерская "Вестал" после посадки на мель у пляжа в районе Aiea

Ремонт плавмастерской после повреждений, полученных в Перл-Харборе занял больше двух месяцев. К сере­дине февраля 1942 года «Вестал» удалось вновь ввести в строй. В августе 1942 года судно пере­шло в южную часть Тихого океана и занималось ремонтом боевых повреждений военных кораб­лей, участвовавших в боях у Гвадалканала и в средней части группы Соломоновых островов. Потом участвовало в кампаниях в центральной части Тихого океана и у Окинавы в мае 1945 года в своем прежнем качестве. Принимало участие в оккупации Японии и Китая. Затем занималось разоружением исключенных из состава флота кораблей и судов. В августе 1946 года собствен­ными средствами судно было разоружено и переведено в резерв. В июле 1950 года продано на слом и вскоре разобрано на металл.

Плавмастерская "Вестал" в сентябре 1944 года
Плавмастерская "Вестал" в сентябре 1944 года

Принимало участие в оккупации Японии и Китая. Затем занималось разоружением исключенных из состава флота кораблей и судов. В августе 1946 года собствен­ными средствами судно было разоружено и переведено в резерв. В июле 1950 года продано на слом и вскоре разобрано на металл.

Интересно, что и в Перл-Харборе на забыли это "небоевое" судно, и его подвиг под огнем.

И теперь имя AR4 "Вестал" - часть мемориала
И теперь имя AR4 "Вестал" - часть мемориала

Вот такая история о "почти гражданском корабле" пережившем нападение, которое "пережили" не все линкоры.

Источники: Печуконис, Н. Жемчужная гавань. Тревожное воскресенье. Часть 2. Атака на линейные корабли/ Бриз., № 32.-2000.- 40 с.; материалы сети Интернет

Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много интересного: