Одна из ярких новинок 2021 года — роман Андрея Рубанова «Человек из красного дерева». Это остросюжетная проза, балансирующая на грани классической литературы и детектива. Как и предыдущий роман Рубанова «Финист – ясный сокол», «Человек из красного дерева» стал событием в мире современной русской литературы. В сегодняшнюю подборку вошли книги Андрея Рубанова, изданные в «Редакции Елены Шубиной»: стоит прочесть одну, как рука тянется за следующей.
В провинциальном городе Павлово происходит странное: убит известный учёный-историк, а из его дома с редчайшими иконами и дорогой техникой таинственный вор забрал лишь кусок древнего идола, голову деревянной скульптуры Параскевы Пятницы.
Эта попытка — возможно, впервые в русской литературе, — раскрытия секретов соединения и сращивания славянского язычества с православным христианством. И, конечно, это спор с Богом. Потому что человек, созданный по подобию Бога, не может не вступить в конфликт со своим создателем.
Герой романа «Сажайте, и вырастет», полный тезка автора, — успешный банкир, привыкший к дорогим вещам и элитным винам, — вдруг оказывается в машине, которая едет в изолятор «Лефортово». Всё продумано, и скоро напарник должен его «вытащить», — но Андрей остается в тюрьме на три года.
Эта книга «не про тюрьму, а про то, что тюрьмы нет, а есть только характер и обстоятельства, которые рано или поздно преодолеваются», — написал Лев Данилкин.
Дилогия «Хлорофилия» и «Живая земля» — одна из самых ярких антиутопий в новейшей русской литературе. Остроумные сатирические ходы и точность исторических догадок, занимательность высокобюджетного боевика и философская глубина — эту книгу хочется перечитывать, сравнивать с Оруэллом и Хаксли и, конечно, с романом «Мы» Замятина.
В рубановской Москве XXII столетия всё, как мечталось веками: нет нищих, налогов, преступности, по улицам скользит сверхскоростной транспорт, тяжелую работу за людей выполняют андроиды. Вот только это будущее почему-то очень напоминает российское прошлое…
В новом издании дилогия Рубанова впервые издана в одном томе.
В этом сборнике короткой прозы на сцену снова выходит «я-герой» Рубанова, наследующий художественно-документальной «я-литературе» Лимонова и Довлатова: советский мальчик, солдат, бизнесмен, отсидевший уголовник, киносценарист, муж и отец.
«Нам сравнялось по тридцать пять. Мы были богатыми и бедными, преданными и проданными, битыми и клятыми, женатыми и разведёнными, спившимися и завязавшими, арестованными и освобождёнными. Олигархи доверяли нам миллиарды, а собственные жёны боялись доверить детей. Мы понятия не имели о том, кто мы такие».
Это изустная побывальщина. Она никогда не была записана буквами. Во времена, о которых здесь рассказано, букв ещё не придумали. Малая девка Марья обошла всю землю и добралась до неба в поисках любимого — его звали Финист, и он не был человеком. Никто не верил, что она его найдёт. Но все помогали. Трое мужчин любили Марью, безо всякой надежды на взаимность. Один защитил, другой довёл до края земли, третий донёс до неба. Из-за одной малой девки целый мир сдвинулся и едва не слетел с оси. Ничто, кроме любви, не может сдвинуть мир с места.
Главный герой романа «Патриот» Сергей Знаев — эксцентричный бизнесмен, в прошлом успешный банкир «из новых», ныне — банкрот. Его сегодняшняя реальность — долги, ссоры со старыми друзьями, воспоминания… Вдруг обнаруживается сын, о существовании которого он даже не догадывался. Сергей тешит себя мыслью, что в один прекрасный день он отправится на войну, где «всё всерьез», но вместо этого оказывается на другой части света…
Как и сам Андрей Рубанов, его книги непредсказуемы. Никогда не знаешь, что он напишет в следующий раз: фантастику в духе его ранней «Хлорофилии», славянское фэнтези вроде «Финиста — ясного сокола» или экзистенциальный автофикшен, похожий на «Сажайте, и вырастет».
И все-таки, в каком бы жанре Рубанов не работал, его проза всегда увлекает читателя.