Содержание этой статьи:
- Мотивация к учебе в 10-11 классах Московской школы и как она поменялась в Германии
- Отношение к развитию/чтению в старших классах и Германии
- Про быт в России и Германии
- Ценность денег для моего сына в России и ценность денег при учебе в Германии
- Как поменялись горизонты планирования у моего сына в Германии
- Отношение к культуре (музыке, живописи, театру) в России и Германии
- Про друзей в России и Германии
- Ехать или не ехать…
Всем привет, это Кирилл, проект UniLife. Эта статья не обычная, повествование в ней идет от лица моей мамы Юлии, она поделится с вами своими мыслями о том, как я изменился после учебы в Германии, надеюсь, вам это будет интересно и поможет тем, кто никак не может решиться ехать учиться за границу.
В этой статье я хочу поговорить о том, какие изменения произошли с моим сыном ДО и ПОСЛЕ обучения в ВУЗе Германии.
Мотивация к учебе в 10-11 классах Московской школы и как она поменялась в Германии
Кирюша учился в одной из государственных рейтинговых Московских школ в Северо-Западном округе, помню хорошо старшие классы: утром я будила его, с трудом вставал, не понимая, зачем идет в школу, постоянно приходилось следить за отметками, т.к. периодически возникали и 2 и 3 в дневнике, часто вызывали в школу учителя – мол, нет рвения к учебе, огня в глазах, ничего не хочет, мальчик умный, но нет мотивации☹. Немецкий язык, вообще, он часто прогуливал, учить не хотел, говорил, что английского и так много. Бывало и так, звонили учителя: Кирюша сегодня прогулял литературу, наш учитель видел, как он вместо этого завтракал в Макдональдсе. Я мечтала о том, чтобы школа быстрее закончилась, негатива было много. Поступать в Университет Кирилл тоже не особо хотел, за границу ехать не рвался, хотя я предлагала различные варианты. В семье часто звучала фраза: “Ну ладно, пойдешь в дворники, куда еще тебя возьмут с такой мотивацией!”. Кстати, «за дворника» мне до сих пор прилетает от Кирюши: «Помню я вашего дворника, как вы всей семьей меня доводили».
ЕГЭ Кирилл сдал очень хорошо, получил высокие баллы, пошел на МЭО в ВАВТ. Мы немного выдохнули, но длилось это не долго. После 1-го курса Кирилл понял, что не нравится ему учиться в ВУЗе – не интересно, материал прошлого века, практики мало, преподаватели мало отличались от школьных и все такое. И вот, после 2 курса он сам решил уехать в Германию, сам подготовился, сдал языковые экзамены и поступил. Помню глаза Кирилла, как он уезжал, весь окрыленный, довольный, с надеждами на яркое будущее. Он поехал в Германию совсем один, я была занята младшим братом Кирилла, папа наш много работал. Поехал, как Ломоносов, с узелком и уверенностью, что все будет отлично!
И это правда: с каким интересом он мне рассказывал об учебе, что в Германии в заданиях студентов подчеркивают не ошибки, а лучшие места, которые тебе особенно удались! Никто не заставляет ходить на лекции, можно это делать онлайн, но потом ты должен сдать предмет. Нет коррупции, несправедливых оценок, отношение преподавателей к студентам очень позитивное: детей не унижают, встречаются с ними вне Универа, ходят вместе в кино, на выставки, в кафе. Ребенок начал учиться САМ, читать, готовиться к практикумам. Нам родителям кажется: вот, отпустим мы контроль, и ребенок во все тяжкие пустится…. Но оказалось все не так, ребенок почувствовал ответственность, понял, что здесь и сейчас все зависит от него и только от него, и впервые начал учиться, потому что САМ ЭТОГО ХОТЕЛ. Как я радовалась, когда он мне рассказывал о лекциях, о состоянии мировой экономики, о развитии банковской сферы и финансов, о практике в немецких компаниях и многом другом. К экзаменам готовился заранее, начал планировать свой день. Кстати, в этом ему помогало и окружении: В Университете училось много ребят со всего мира, кто приехал и забил на учебу – вылетел после первой сессии, деньгами там нельзя было «решить вопрос». Все справедливо – учишься – получаешь высшие баллы, не учишься – вылетаешь! Я не узнавала своего сына: ДО и ПОСЛЕ поступления в Германию – два разных человека!
Отношение к развитию/чтению в старших классах и Германии
Помню, как я слезно умоляла Кирюшу в старших классах прочитать «Войну и Мир» Л. Толстого, та же ситуация была с Ф. Достоевским – Не буду я читать эту «нуднятину», слышала я часто в ответ. Потом ребенок все-таки осилил эти произведения, но по mp3 плейеру в кратком изложении. Программа по чтению всегда копилась и, книги не открывались до самого последнего момента, когда уже все «горело» и завтра надо было писать сочинения по этим произведениям. Короче, к чтению особого рвения не было, гораздо больше времени ребенок тратил на компьютерные игры. Что касается таких навыков, как планирование, постановка целей, организация личного пространства, то они у него скорее отсутствовали. Я предлагала разные варианты: бизнес школы при МГУ для старшеклассников, подготовка к сдаче экзаменов A-level (аналог нашего ЕГЭ в Англии), в ответ на мои предложения ребенок мотал головой – не надо, мол, мне этого ничего, я и так загружен :(.
И что же стало с ребенком в Германии: Перечитал всего ЭрихМария Ремарк (причем в оригинале), Бориса Акунина, Теодора Драйзера, Ю.Н. Харрари, Нассима Толеба, и многих других авторов. Дело в том, что в студенческой среде в Германии было принято делиться книгами, которые тебе интересны, обсуждать их с друзьями, ходить в библиотеку. Кстати, студенческая библиотека – это супер-место, куда все студенты ходят с большим удовольствием каждый день: готовятся к экзаменам, читают книги, пишут научные работы. Я была в библиотеке г. Халле, где учился Кирюша – это нечто, типа эрмитажа, старинное красивое здание со львами, внутри уютно, комфортно, тишина – и слышно, как все умнеют, работая извилинами😊 всем мамам на радость😊.
В Германии Кирилл начал впервые составлять себе расписание, делать план, ведь надо было успевать учиться, работать, готовить еду, читать, заниматься спортом, отдыхать с друзьями, путешествовать. Знаете, как я обрадовалась, когда услышала от своего сына: Мама я хочу закончить с высшим баллом Университет, поработать в большой корпорации и получить опыт, попутешествовать в Европе, а потом заняться предпринимательством и открыть что-то свое.
Про быт в России и Германии
Про быт: У Кирюши в Москве всегда была своя комната, на столе стоял компьютер, а рядом яблоку было негде упасть: валялись бумажки, диски с играми, ручки, стояли недопитые кружки (наверное, многие представляют себе такую картину). Кровать, конечно же, никто не убирал, а из шкафа при открытии вываливалось все его содержимое в скомканном виде. Готовить ребенок не умел, разве что яичницу без прибамбасов, убирал комнату раз в месяц после долгих родительских уговоров.
И вот, приезжаем мы с семьей навестить Кирилла в Халле, он тогда снимал комнату в 3-х комнатной квартире: в комнате порядок, кровать заправлена, на столе – стопкой книги, запах свежий, а на ужин предлагает всем нам рис с котлетками, которые сам и приготовил – ВОТ КАК БЫВАЕТ!!! А потом Кирилл показал мне список покупок, который он делает прежде, чем идет в супермаркет, я вообще чуть не рухнула со стула.
Ценность денег для моего сына в России и ценность денег при учебе в Германии
Помню, как в школе Кирюша с классом летал на экскурсию в Рим и вернулся обратно с полупустым чемоданом – “а где вещи, удивилась я???” - забыл в гостинице в Риме: куртку, обувь, толстовки, короче, на целое состояние вещей☹ Мне так было обидно: ребенок не ценит вещи, которые мы ему покупаем, не знает им цену… Мы никогда особо не баловали Кирюшу деньгами, а те, что давали, куда-то все время исчезали, на всякую фигню (шоколадки, чипсы, игры и другое), денег все время ему ни на что не хватало и было грустно от этого. Считать деньги и рассчитывать свой бюджет он не умел и не любил.
Более того, он уже рассказывал в одном из видео, как приехав в Германию и имея с собой 1500 евро родительских денег, потратил все за первые 5 дней на рестораны, развлечения, а потом месяц сосал лапу, перебиваясь дошираками и наделав долгов.
Но все изменилось в Германии: получив печальный опыт, Кирилл начал вести бюджет (и делает это до сих пор!!!), планируя расходы и доходы. Он научился ценить деньги: “Мам, я скоро поеду в ИКЕЮ, там через неделю будут скидки 50%, а мне надо купить посуду и новое постельное белье.” 😊”Мам, а в моем любимом магазине одежды мне нравится куртка, но куплю я ее через месяц (мне продавец сказал, что будут распродажи с большим дисконтом)”. Плюс к этому – регулярная сдача пластиковых бутылок, экономия воды и света в доме, закупка продуктов большими партиями с хорошими скидками и многое другое – так немцы научили моего ребенка копить и экономить, не ухудшая качество жизни. А когда он мне рассказал, что побывал на тренинге Бодо Шефера и прочитал его книгу «Путь к финансовой свободе» и в скором времени собирается инвестировать деньги, моему восторгу не было предела! Кстати, у него сейчас есть инвестиционный портфель, он регулярно его пополняет и собирается это делать в долгосроке.
Как поменялись горизонты планирования у моего сына в Германии
Когда Кирилл учился в школе, горизонты его планирования сводились максимум до лета, куда мы поедем, сколько еще месяцев до окончания учебного года, и где мы будем отмечать Новый Год. Возможно, детям вообще не свойственно заглядывать более чем на год вперед. Но Германия и тут меня приятно порадовала: немцы любят планировать и охотно этому обучают! Даже дипломная работа Кирюши в Университете Халле была привязана к планированию и называлась как-то так: КАК ЭФФЕКТИВНО СПЛАНИРОВАТЬ ПОСТУПЛЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО НАЛИЧИЯ СВОБОДНЫХ КОЙКО-МЕСТ В БОЛЬНИЦАХ. Это не точное название, но смысл такой, в планировании и оптимизации койко-мест в конкретных больницах города Халле. Теперь он планирует свое развитие как личности, свой бизнес и его рост, свои инвестиции, свою семейную жизнь, у него даже есть тетрадь мечты, куда он заносит свои “хотелки” – выучить Японский Язык, слетать в Кремниевую Долину, заработать 1 млн. евро и многое другое (все секреты не буду раскрывать, пусть сам рассказывает).
Отношение к культуре (музыке, живописи, театру) в России и Германии
Я очень люблю культурные мероприятия, типа походов в театр, на выставки художников, концерты классической музыки, и, конечно, с детства привлекала к ним Кирюшу. Но не скажу, чтобы это особо отзывалось в ребенке: я помню на спектакле «Вишневый Сад» МХАТ им Чехова, когда Раневская оплакивала потерю своего сада, мой ребенок ушел в себя и сладко засопел, ему было не до страданий Раневской😊! Похожие истории происходили на концертах музыки, художники вообще как-то не задевали его душу! Вот компьютерные игры – другое дело, не оттащишь, спортзал ему тоже всегда нравился, начал ходить туда уже в старших классах!
Германия – очень музыкальная страна, во многих соборах постоянно идут концерты классической музыки, тем более, что великих имен, среди немецких композиторов там очень много! И вот однажды, когда мы прилетели в очередной раз повидаться с Кириллом в Халле, он пригласил нас на концерт моего любимого композитора Бетховена в Костел, да еще и пообещал, что Патетическая Соната #8(одна из моих любимых) тоже будет исполняться. Вау, моей радости не было предела, ребенок начал слушать музыку и понимать ее. Немцы любят музыку, и классическую, и современную и обсуждают ее, поют часто во время вечеринок😊.
И любовь к театру началась после того, как он поступил в ВУЗ Германии – каждый раз, когда он прилетал на каникулы в Москву, он просил меня составить театральную программу, и мы с удовольствием ходили на классику, современные постановки. Даже своего друга Нама (корейца, с которым они учились) сводил на балет Щелкунчик в Большой😊. В Германии Кирилл начал ходить на спектакли с друзьями, девушками, когда уровень его немецкого языка вырос. Кстати, это тоже очень интересный опыт!
Про друзей в России и Германии
У Кирюша всегда было много друзей и в России, и в Германии. С друзьями в России Кирилл занимался спортом, играл с компьютерные игры, развлекался, сейчас они тоже продолжают встречаться и дружить. При встречах часто обсуждают: кто кем работает, сколько зарабатывает, какую ипотеку платят за квартиру, какую машину взяли в кредит и сколько времени будут за нее платить, о политике.
Чем отличаются отношения с друзьями из Германии: больше говорят о достижениях, о личностном развитии – над какими качествами работают, политические вопросы не трогают – это не принято, обсуждают – в какой стране хотят поработать, ипотеку и кредиты на машины брать там не принято в их возрасте (кредит только на учебу). Любят говорить на тему экологии, принятии разнообразия этого мира во всех его проявлениях, вспоминают универ, преподавателей! Хорошо, что теперь у моего сына есть друзья в нескольких странах – Германии, Польше, Корее, Америке.
Сейчас уже я с уверенностью могу сказать, что опыт обучения в ВУЗе Германии дал моему сыну уникальный шанс, без которого не было бы сегодняшнего Кирюши: который берет ответственность за свою жизнь, мечтает стать успешным предпринимателем, посетить все страны мира, встает в 5 утра, каждый день занимается спортом, помогает своим родным и друзьям, работает над собой, занимается с психологом, развивается с помощью книг, инвестирует, занимается благотворительностью! Я очень благодарна Германии за это! Сейчас младший брат Кирилла, Миша, учится в 10 классе, и я опять хочу отправить ребенка в Германию на учебу, в этом году Мишу записала на курсы ГЕТЕ Университета для подготовки к сдаче языкового экзамена.
Я, как Петр 1, всем советую отправлять детей на учебу за границу, это того стоит: получат востребованную профессию, выучат языки, научатся быть самостоятельными, заведут друзей во всем мире, поймут, что границы есть только на карте, а для них НЕТ ГРАНИЦ, ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТИ! Да, и у вас появится еще одна возможность поездить по миру со своими детьми, будете навещать их, вместе путешествовать!
Я в социальных сетях: