Найти тему
АрхеоКалейдоскоп

Античные Колесничные гонки: Спорт для фанатиков

Оглавление

Важно помнить, что гонки на колесницах чрезвычайно опасны как для всадника, так и для лошадей. Вождение гоночной колесницы требовало силы, умения и мужества.

Водители редко были владельцами колесницы, а её владельцы не были обязаны участвовать в гонках.

Чернофигурная сцена скачек на гидре, найденной в Аттике, 510 г. до н.э.

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

В наши дни люди ездят на быстрых и дорогих машинах или носят дизайнерские сумки или часы , чтобы продемонстрировать своё богатство. В древнегреческом мире владение лошадью было символом статуса.

Эта традиция продолжилась и в Римской империи, и почти каждый, кто действительно занимался верховой ездой, считался принадлежащим к элитному классу. Гонки на колесницах не были исключением… Богатые хвастались, но рисковали водители, лошади и даже болельщики.

Одна из самых известных сохранившихся статуй Древней Греции, Ямщик из Дельф

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Неизвестное происхождение колесничных гонок

В древнем мире гонки на колесницах были популярным видом спорта на протяжении сотен лет под властью различных правительств и лидеров. Однако, хотя его точное происхождение неизвестно, считается, что это спорт микенской цивилизации, это мнение основано на художественных элементах керамики.

Кроме того, скачки на похоронах Патрокла в «Илиаде» Гомера можно рассматривать как первое литературное упоминание об этом виде спорта.

Согласно легенде, которую цитирует Пиндар, Олимпийские игры начались с гонок на колесницах. В рассказе Король Эномай бросил вызов поклонникам своей дочери Гипподамии и предложил соревноваться с ними, побеждает Пелопса, который примет участие в Олимпийских играх в честь своей победы.

Сцена "Колёсные гонки купидонов" из древнеримского саркофага в Археологическом музее Неаполя, Архив Бруклинского музея, Архивная коллекция Goodyear

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Колесницы, добавленные к Олимпийским играм в 680 г. до н.э., состояли из колесниц с четырьмя конями (тетриппон, греч. Τέθριππον) и двумя конями (синорис, греч .: συνωρὶς). На ипподроме держали четырёх-конные экипажи, считая их более опасными.

Римляне видели гонки на колесницах у этрусков, которые, вероятно, унаследовали это от греков, но римская легенда рассказывает другую историю. Согласно мифу Гонки на колесницах были организованы Ромулом, чтобы отвлечь сабинян сразу после основания Рима в 753 году до нашей эры.

Особенности колесничных гонок

Хотя обычно они предпочитали различать человека и спорт, атлетику и зрелище, гонки на колесницах считались скорее зрелищем, чем публичным представлением со зрителями.

Белый гонщик команды с его специальной цветовой экипировкой; Мозаика III века, изображающая четырех водителей разного цвета

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Водителями обычно были члены семьи владельца или рабы. Деньги за победу выплачивались непосредственно владельцу колесницы, хотя победа гонщика в гонке перемещала его в другой социальный класс.

Собственно говоря, водители получали известность только за то, что выжили. С этой точки зрения можно сказать, что ожидания от жизни не очень высокие.

Команды и болельщики в гонках

Самым захватывающим для зрителя участком гонки стал опасный и даже смертельный поворот в конце гоночной трассы. Зрителей (в отличие от других мероприятий, в которых принимали участие даже женщины) вызывали, иногда для поддержки, а иногда для создания недовольства.

Групповая солидарность и связанное с ней насилие не так уж сильно отличались от сегодняшних современных футбольных фанатов.

По словам Тертуллиана, тунисского писателя раннего христианского периода:

Раньше было всего две команды: Красная и Белая, символизирующие лето и зиму. Количество команд в конечном итоге удвоилось с участием синих и зелёных, и каждая команда могла иметь только три машины на гонку.

При поддержке императоров и другой элиты «синие и зелёные» постепенно стали самыми престижными командами. Судя по записям, между синими и зелёными на протяжении гонок происходили многочисленные инциденты.

Хотя в сохранившейся литературе редко упоминаются красные и белые, их деятельность задокументирована в надписях и проклятых скрижалях (табличках).

Шоу для многолюдной аудитории

В римский период гонки обычно проводились на арене. Самый центральный, Большой цирк, находится на высоте 621 м. в длину 118 м. и вмещал 250 000 человек. Это была самая старая известная арена в Риме.

Гонки на колесницах в эпоху Траяна

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

В отличие от греческих колесниц, которые включали 12 кругов, римские колесницы состояли из 7 кругов по арене. Как только гонка начиналась, колесницы могли двигаться только вперёд, несмотря ни на что, или даже участвовать в преднамеренных столкновениях, называемых "науфрагия". Целью было ослабить врага, а затем победить его.

Конструкция колесниц была простой: двухколёсная открытая кабина. Кроме того, однотипные колесницы использовались в войнах. В отличие от других занятий, водители всегда носили специальную одежду, вероятно, в целях безопасности.

Из картин того периода видно, что они носили белые головные уборы и одежду с рукавами. Греческие всадники держали поводья в руках, в то время как римские всадники обматывали ими запястья.

Известные водители

На протяжении всей истории этого вида спорта было несколько очень известных гонщиков, которые даже сегодня достигли беспрецедентного статуса знаменитостей. Одним из этих известных спортсменов был Скорпус, который выиграл более 2000 гонок, прежде чем погиб в аварии в возрасте 27 лет.

Римский всадник Гай Апулей Диокл (104 - 146 гг. Н.э.) стал одним из самых известных спортсменов античности

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Ещё одним из самых известных спортсменов был Гай Апулей Диокл, который выиграл 1462 гонки из 4257 гонок и вышел на пенсию в возрасте 42 лет после 24-летней карьеры. Имея заработок в 35 863 120 сестер (15 миллиардов долларов), он занял своё место среди самых богатых звёзд в истории спорта.

Лошади тоже могли быть знаменитыми, но их уровень жизни был низким. Как и в случае с нынешними бейсболистами, римляне вели статистику имён, пород и родословных известных лошадей.

Упадок гонок

Гонки на колесницах потеряли своё значение после падения Рима. По некоторым данным, восстание Ники положило начало этому упадку. В конечном итоге императоры запретили определённые виды спорта, включая Олимпийские игры и воскресные общественные развлечения, как способ подавления язычества.

Ещё одним важным фактором были деньги. С падением Рима не было ни денег, чтобы их вкладывать, ни людей, которых можно было бы развлечь.

Римский победитель красной команды

Яндекс.Картинки
Яндекс.Картинки

Хотя сегодня гонок на колесницах не существует в их древнем виде, культура поклонения спорту с элементами насилия всё ещё сохраняется; фанаты до сих пор кричат ​​на подготовленных спортсменов, соревнующихся за честь, статус и, конечно же, за деньги.

Возможно, это говорит о том, что в глубине души тяга к спортивным развлечениям с течением времени не только не пропала, но и возросла.

Использованы материалы: сайт "История ин Араб", Яндекс.Картинки, Википедия

Перевод и авторская правка: Г. Конашкова

Если Вам нравятся мои публикации, не забудьте поставить лайк, особое спасибо за подписку, а если есть желание, можете заказать тему, что Вам бы хотелось узнать и о чём? Пишите в комментариях или на почту:
https://e.mail.ru/inbox