Посмотрел первый, и увы, последний сезон сериала «Архив 81» от Netflix. Ещё один проект, который показал, что помимо экранизаций книг, игр и комиксов, можно легко адаптировать такой контент как подкасты. Хотя создавать сериалы по мотивам подкастов вещь уже не новая — «Возвращение домой» с Джулией Робертс и ещё одно шоу от Netflix «Полночные откровения» не дадут соврать. «Архив 81» также базируется на одноимённом подкасте, который выходил с 2016 по 2018-й год в виде коротких рассказов про загадочный многоквартирный дом «Виссер».
Сам подкаст я пока не слушал, но так как сериал закрыли после первого сезона, видимо стоит ознакомиться с ним, чтобы элементарно узнать финал истории. В то же время незавершённость сериала не мешает насладиться им в полной мере. Так как сюжетная арка в контексте первого сезона выглядит вполне законченной, хотя имеет ряд открытых сюжетных линий и интригующий клиффхэнгер. Но если вы желаете дойти до истинного конца, всегда есть подкаст.
Шоураннер проекта Ребекка Сонненшайн создала увлекательный, погружающий и интригующий слоубёрнер, компилируя атмосферу произведений Говарда Лавкрафта с параноидальным состоянием недоверия «Ребёнка Розмари» Романа Полански. Плюс оформляя ряд сцен в формате found footage. Да и в целом Сонненшайн явно было в радость наполнять фон основной истории различными поп-культурными отсылками, которые тут присутствуют не просто так, а непосредственно вшиты в сам контекст сюжета в качестве символических подсказок. «Солярис» Тарковского, «Министерство страха» Фрица Ланга, мультфильм «Секрет НИМХ» и многие другие произведения, разбросанные на фоне, придают эстетический и эрудический вайб. Скажу больше, «Архива 81» окунает в довольно приятное и лаповое настроение середины 90-х и тут же возвращает в холодный и современный 2019 год.
При этом сериал в качестве интриги не предлагает, по сути, ничего нового. Мы сразу распознаём жанровые паттерны касательно загадочного культа, детективной подоплёки, параллельного мира и мифологических демонов. Прелесть в том, Сонненшайн все эти узнаваемые атрибуты грамотно расставляет по ходу повествования, сохраняя интригу почти до финала. То есть ты вроде догадываешься к чему всё идёт, но тебя увлекает мифология, детали, концепт и форма. При том, что Сонненшайн не спешит раскрывать перед тобой все карты и в приятном томлении играет с тобой в эти загадки.
При этом она не забывает про главную часть, как хоррор. И создаёт действительно параноидальное ощущение тревожности. Не зря у неё в списке режиссёров авторские хоррормейкеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед, которые любят на фоне страшного оголять настоящую человеческую драму. Конечно, не последнюю, а возможно даже главную роль, тут играет звук. И композиторы Бен Солсбери и Джофф Барроу (неотъемлемый автор музыки ко всем произведениям Алекса Гарленда) создают беспокойный эмбиент из звонов и гулов, а также часто пугают заунывной музыкой культистов.
«Архив 81» – это приятное путешествие человеческих судеб в неизвестную лавкрафтовскую тьму необъятного. В то же время это романтическая история крепкой дружбы незнакомых людей, отделённых друг от друга временем и пространством. Обидно, что Netflix не дал шанс такому прелестному проекту. А какие у него шикарные cold open.
Если вам понравилась это статья, пожалуйста, делитесь, подписывайтесь, лайкайте, а также читайте: