Найти тему

Счастливой любви мешают… классические книги?!

За последние дни Дзен подкинул мне несколько статей по популярной психологии. И в нескольких из них были нападки на литературу: её обвиняли в том, что она лишает многих людей семейного счастья. Мол, писатели создают неправильный образ настоящей любви как чего-то трагического, полного испытаний. В результате люди не ценят спокойные, ровные отношения, не воспринимают их всерьёз – им шекспировские страсти подавай. Что приводит к разводам, одиночеству и прочим проблемам в личной жизни.

Ромео и Джульетта. Кадр из фильма
Ромео и Джульетта. Кадр из фильма

Мне сразу захотелось вступиться за литературу и доказать психологам, что они неправы. Я стала мысленно перебирать примеры большой любви в книгах. И тут обнаружилась не очень приятная вещь: я никак не могла найти достойный пример большой, искренней и, главное, счастливой любви между героями. Как-то так получалось, что в основном мне в голову приходили очень яркие, эмоциональные, но трагические истории, где всё заканчивалось очень плохо.

И правда, на первый взгляд может показаться, что почти все искренне любящие друг друга герои либо погибают (а то и вовсе доходят до убийства своей половинки!), либо, в лучшем случае, просто расстаются и отчаянно страдают. Судите сами: Ромео и Джульетта кончают жизнь самоубийством, так и не успев испытать семейное счастье. Мастер и Маргарита умирают, причём даже не попадают в рай. Орфею не удаётся спасти Эвридику из мира мёртвых, а Отелло вообще собственноручно отправляет туда свою Дездемону. Анна Каренина бросается под поезд, Скарлетт о’Хара доводит до того, что Ретт Батлер от неё отворачивается, Татьяна не принимает раскаявшегося Онегина…

Анна Каренина и Вронский. Кадр из фильма
Анна Каренина и Вронский. Кадр из фильма

И таких несчастных пар в книгах пруд пруди! 

Конечно, я сейчас говорю в первую очередь о так называемой «настоящей» литературе, а не о бульварных любовных романах.

И даже тем, у кого в итоге семейное счастье складывается, приходится сначала пострадать и за него побороться. Вспомним красавицу и чудовище, Джейн Эйр и мистера Рочестера, Машу и Петра Гринёва…

Получается, доля истины в словах психологов, увы, есть: в литературе и правда любовь часто связана со страданиями, расставаниями и прочими «хождениями по мукам». 

И всё-таки психологи не совсем правы. Примеров счастливой, ровной и спокойной, но от этого не менее большой и чистой любви тоже немало. Просто не они приходят нам в голову в первую очередь.

Ведь обычно такие любовные линии бывают лишь второстепенными сюжетными линиями книги, но никак не главными. Иначе о чём было бы писать авторам? «Они встретились, полюбили друг друга и жили долго и счастливо?»

Вот и получается, что на первый план в книгах выходят любовные линии, в которых много проблем и препятствий (то есть такие, про которые есть что написать), а счастливые пары описываются как бы мимоходом. Если взять, например, «Войну и мир», то в первую очередь нам вспоминается несчастная любовь Наташи и Болконского, и только потом уже счастливая любовь Наташи и Пьера.

Наташа и Пьер. Из сериала «Война и мир»
Наташа и Пьер. Из сериала «Война и мир»

А ведь ещё есть Левин и Кити из «Анны Карениной», Ирэн и молодой Джолион из «Саги о Форсайтах», Николай и Верочка из рассказа «Куст сирени», любящие друг друга и очень счастливые в семейной жизни родители Дениски из «Денискиных рассказов»… и много кто ещё!

В общем, на мой взгляд, в том, что при попытке подобрать примеры большой любви из литературы нам вспоминается прежде всего любовь несчастная, винить надо не писателей, а особенности человеческой памяти. 

А что на этот счёт думаете вы?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Еленинка». Будем дружить! Ваша Елена Пальванова