Найти в Дзене

Пятый Вселенский Собор. Император Юстиниан – образцовый пример примирения во благо апостольской веры

«Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу – помилуй нас!»

Гимн Юстиниана

В 553 году по настоянию Византийского императора Юстиниана собрался Пятый Вселенский Собор, примиривший христологические богословские позиции поместных церквей.

Собор окончательно осудил несторианство. Также было отвергнуто учение Оригена-Евагрия о «независимой» душе человека Иисуса, которое распространилось во многом благодаря авторитету аскетического благочестия Евагрия, что и в поздней еретической традиции лицемерно оправдывало искажение апостольского учения единой Кафолической Церкви.

Вкратце, «теория» Евагрия сводилась к отпадению от единого райского состояния неких «умов» (единиц индивидуального сознания или самосознания), которые приобрели способность периодически воплощаться в ангелов, людей или демонов, в зависимости от степени индивидуальной деградации или возвышения в опыте человеческих тел, в которые «умы» стали способны воплощаться, становясь «душами».

Из этого следовало, что творение материального мира («второго» творения по отношению к духовному творению - по Оригену, учителю Евагрия) было следствием грехопадения – «отпадения» от единого Сознания, божественным представителем которого и стал воплощенный Христос, который через безгрешную жертву обеспечил возвращение всех душ к Истоку.

Юстиниан издал на Соборе 10 анафематизмов против Евагрия, которые и были одобрены:

1. Кто говорит или думает, что души человеческие предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, а затем обратились к худшему и чрез это охладели в любви к Богу, отчего и называются духами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема.

2. Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения его от Девы, - да будет анафема.

3. Кто говорит или думает, что сначала во чреве Святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и за тем с ним соединился Бог Слово и душа (человека) существовавшая уже прежде, - да будет анафема.

4. Кто говорит или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, для серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам, - да будет анафема.

5. Кто говорит или думает, что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедуют, что мы восстанем в правильном виде, - да будет анафема.

6. Кто говорит или думает, что небо, солнце, луна, звёзды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы, - да будет анафема.

7. Кто говорит или думает, что Господь Иисус распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, - да будет анафема.

8. Кто говорит или думает, что могущество Бога ограничено или что Он создал столько, сколько мог объять, - да будет анафема.

9. Кто говорит или думает, что НАКАЗАНИЕ ДЕМОНОВ И НЕЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ ВРЕМЕННО И ЧТО ПОСЛЕ НЕКОТОРОГО ВРЕМЕНИ ОНО БУДЕТ ИМЕТЬ КОНЕЦ ИЛИ ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОНОВ И НЕЧЕСТИВЫХ ЛЮДЕЙ, - да будет анафема.

10. Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением и всякий, кто держится этих мыслей или защищает их или каким-либо образом и когда-либо осмелится повторять их.

Ересь о предсуществовании души Христа и еретическое учение об апокостасисе («восстановлении всего») и сегодня появляется у широко мыслящих «мистических христиан».

Собор ещё раз подчеркнул, что мерилом ортодоксальности может быть только соответствие Священному Писанию и апостольскому учению, истолкованному в православном ключе святыми отцами Церкви, а не праведное поведения автора очередной богословской идеи.

На Пятом же Вселенском Соборе были осуждены «агноиды», то есть те, кто приписывал Христу неведение вообще и, в частности, времени Своего Второго пришествия, опираясь на стихи Священного Писания: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (от Марка 13:32)». Тем самым агноиды разделяли сознание Христа Бога и Христа человека. Следуя ортодоксии, личность Христа не разделялась, но обладала свойствами и Логоса, и человека. По человеческим свойствам, сознание Христа, имеющее первичную функцию общения с людьми, было не безграничным. Но при этом в Иисусе Христе было и есть одно «Я» - ипостась Логоса.

Таким образом, Пятый Вселенский Собор ещё раз утвердил односубъектность Иисуса Христа, ещё раз отрицая ересь несторианства (двусубъектности Христа) и ересь предсущестования некой человеческой личности («ума» или «нуса») Христа ещё до Его воплощения (ниспровергая, в том же ряду, платоническую антропологию метампсихоза – перевоплощения души).

-2