Найти в Дзене
Ересь Пелагия и Целестия. Sola fide в православии. Христианство: нравственное воспитание или преображение человеческой природы?
Речь пойдёт о «маленькой анафеме» Третьего Вселенского Собора. Называется она «целестиево мудрствование». На Западе это еретическое движение известно как «пелагианство», с которым вступил в единоборство сам Августин Блаженный. Название этой ереси дал монах Пелагий, житель Британии, приверженец строгой аскезы. Лжеучение Пелагия получило известность благодаря его ученику Целестию. Пелагий не признавал понятие первородного греха, передающегося «по наследству» и соответственно отрицал силу греха, живущего в человеке с самого рождения...
1 год назад
Анафемы Второго Вселенского Собора. Ересь о «схлопнувшемся» Боге
Орсы (корень слова ортодоксия) – богословские постановления семи Вселенских Соборов, включающих развенчание крайне негативно значимых для Церкви лжеучений. Также ортодоксальной оценке подвергались ереси, находившиеся на периферии церковной жизни, которые, тем не менее, демонстрируют удивительную живучесть вплоть до наших дней. Второй Цареградский Вселенский Собор предал анафеме главные ереси: - евномиан, учивших, что Святой Дух не есть Бог и сотворён по воле Отца через Сына - аномеев, отрицающих...
1 год назад
«Малые» решения Соборов. Грешные клирики и еретики.
Цель излагаемых в прошлых статьях тезисов, аргументов и принципов – очертить для рядового, но думающего и ответственного перед Богом и Церковью христианина внешний круг Ортодоксии, за которой нет Спасения во Христе. Человек, называющий себя христианином, должен иметь для этого ортодоксальные основания, подобно Символу Веры, трансформированному в миропонимание и самоидентичность. Сближение, «конвергенция» ортодоксальных церквей апостольской и святоотеческой традиции неразделённой церкви – это идеал, первый шаг к которому – это духовное общение христиан, имеющих ОДНУ ВЕРУ...
1 год назад
Иконопочитание и ересь иконоборчества. Часть 2
В современной христианской церкви разных направлений есть три позиции: 1. Вообще не иметь никаких изображений (Египетские монахи, практикующие «умную» безОбразную молитву, неопротестанты и т.д.). 2. Иметь священные изображения, но не почитать их. 3. Иметь священные изображения и почитать их. Вторая позиция самая непоследовательная и самая опасная в богословском отношении, так как в ортодоксальном богословии образ и первообраз связаны онтологически (принципиально объективно), так же как Имя Бога онтологически связано с Самим Богом...
1 год назад
Иконопочитание и ересь иконоборчества 8 века.
Иконопочитание в Православии – это не «идолопоклонство», в чём только ленивый неопротестант не обвиняет православных верующих. Для истинно православных, икона – это предмет веры, а не суеверия. Отцы Вселенских соборов, Св. Иоанн Дамаскин и Пр. Феодор Студит встали на защиту Священных Образов иконописи и против ереси иконоборчества. Обычно противники икон ссылаются на одну из заповедей Декалога «не сотвори себе кумира». Но Писание запрещает нам воздавать изображениям Бога ту же славу, что мы воздаём самому Господу...
2 года назад
Человеческая личность Христа?
Триадологические ереси монофизитов 6 века Монофизиты учили, что во Христе нет отдельной человеческой природы и нет отдельной человеческой ипостаси. Сторонники Четвертого Вселенского Халкидонского Собора, истинные ортодоксы говорили, что во Христе нет человеческой ипостаси, но есть человеческая природа наравне с божественной и обе природы сосуществуют неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно. Монофизиты говорили, что природы без ипостаси не бывает. И так как Христос (Его Божественная Ипостась) не может быть в двух лицах, то и божественная природа должна быть одна, без человеческой...
2 года назад
Благая смерть во Христе
Во Вселенской Церкви 6-го века стояло 3 богословских вопроса: 1) Проблема двухсубъектности воплощенного Логоса. 2) Отношение плоти Христа до воскресения к ипостаси воплощенного Логоса. 3) Отношение ипостаси воплощенного Логоса к остальным ипостасям Святой Троицы. По второму вопросу. Лагерь еретиков монофизитов раскололся на две враждующие партии. В 518 году епископы монофизиты были низложены со своих кафедр и они бежали в Египет, там где их ждала мощная поддержка среди аскетичного и фанатично настроенного монофизитского монашества...
2 года назад
Пятый Вселенский Собор. Император Юстиниан – образцовый пример примирения во благо апостольской веры
«Единородный Сын и Слово Бога бессмертное, что изволило спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившееся и распявшееся за нас смертию смерть поправшее – Христос Бог во Святой Троице единосущный и сопрославляемый Отцу и Святому Духу – помилуй нас!» Гимн Юстиниана В 553 году по настоянию Византийского императора Юстиниана собрался Пятый Вселенский Собор, примиривший христологические богословские позиции поместных церквей. Собор окончательно осудил несторианство...
161 читали · 2 года назад
Един из Троицы плотью пострадал
Итак, Православие – это и название христианской конфессии греческого исповедания (не римско-католического), и определение истинного христианского учения, апостольской церковной традиции, переданной от Бога, в отличие от ереси - человеческих богословских умозаключений. В этом смысле все христианские церкви до раскола на Западную и Восточную были православными, то есть относящимися к единой Вселенской Кафолической Церкви. Внешняя граница ортодоксии, православного учения чистой веры – это и истолкованное...
2 года назад
Несторианство и Монофизитство — два полюса антихристианской ереси
Египетское монашество в лице Евтихия с Александрийской кафедры заявило о том, что «человечество» Христа стало само Богом по своей природе и оно больше не являлось «человечеством» обычных людей. Человеческая природа в Христе после воплощения поглотилось Божеством, то есть стала не единосущна людям. То есть Евтихий утверждал, что тело Христа было не человеческим, а небесным. Патриарх Александрийский Диоскор поддержал Евтихия говоря, что кровь Христова была кровью Бога по природе. То есть вместо взаимопроникновения...
117 читали · 2 года назад
Несторианская ересь – Христос в двух лицах.
Очередная историческая ересь относится к области христологии и искажает учение о Христе как о едином совершенном Боге и совершенном человеке. Богословы Антиохийской кафедры 5 в. договорились до того, что во Христе сосуществуют одновременно две личности – Сына Божьего и Сына Человеческого, которые вступают друг с другом в «дружеское» общение. И в этом случае обожена не природа человека, а ипостась Сына Человеческого. Так что спасение Церкви Христовой оказалась под вопросом. Известным последователем идеи двойственности Христа стал Несторий, патриарх Константинопольский...
2 года назад
Монархия Бога Отца и Filioque!
Доктрину Троицы не обязательно понимать во всей её метафизической полноте. Знание о Троице даются нам для укрепления апостольской веры в Троицу, в Триединого Господа в соответствии с Символом Веры, который вся Церковь произносит на литургическом богослужении с благодарностью и надеждой на спасение. Евангельская вера – это не совершенное понимание, но совершенная церковная жизнь во Христе Иисусе. Основы доктрины о Святой Троице всё же достаточны просты для понимания и молитвенного осмысления, как и было изложено в прошлых статьях...
2 года назад