В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете есть подразделение «Астрокомплекс». В нём имеется уникальный телескоп, которых на весь мир-то всего около 30! Руководит этим подразделением Жанна Буйло.
— Как вообще появился астрокомплекс в университете?
— В нашем университете работали серьёзные учёные, не смотря на то, что вуз педагогический. На кафедре физики преподавал известный астроном Евгений Пономарёв, он и был главным инициатором приобретения телескопа фирмы «Цейсс». С его именем, кстати, связана и мировая история. Когда в 1957 году СССР запустил первый спутник Евгений Григорьевич был назначен директором станции по отслеживанию этого спутника. Если так подумать, город промышленный, развитые предприятия в нём, масса НИИ, технические вузы, но преподаватель педагогического института становится директором этой станции.
Это, наверное, вопрос его компетенций. Помимо того, что часть средств выделяло государство, некоторые зарабатывали преподаватели и студенты. По тем временам это была редкая удача, поскольку телескоп фирмы Карла Цейсса с редкой структурой «Куде-рефрактор» редок. В мире таких всего 30, в России два, может быть чуть больше. Соответственно, телескоп был приобретён, началось возведение здание. Проектировали его студенты ЧПИ, это был дипломный проект. Задумывалась всё как практическая лаборатория для студентов. Проект пошёл в реализацию и в 1987 году астрокомплекс был открыт. Сейчас, к сожалению, каких-то практических открытий мы уже сделать не можем из-за засвета, поэтому сейчас наша обсерватория несёт просвещенческо-образовательные функции.
— А конкретно в чём заключается выполнение этих функций?
— Первое, конечно, выполнение учебного плана. Сейчас, к сожалению, нет такой специальности как учитель физики и астрономии. Может быть, в этом и нет сейчас такой острой необходимости, мы должны смотреть реально, астрономия ведётся в школе один час в неделю. И те же направления как, учитель математики и физики будут социализированы лучше, просто потому, что могут взять больше предметов. Но учитель физики – это человек, который готов вести астрономию в школе. Они год изучают её, потом сдают экзамен и практически готовы. Также у нас компетентны выпускники, учителя географии.
— А просветительские проекты какие-то есть?
- Мы проводим экскурсии для всех возрастных групп. Также проводим мероприятия, приуроченные к различным памятным датам. Рассказываем об интересных местах на Южном Урале, связанных с археоастрономией. При этом, уходим от мистики, объясняем с точки зрения научного подхода, может быть, где-то немного скептического.
Астрология – чистой воды манипулятивная психология
- Это можно, кстати, и как частью нашей работы отметить. Такая борьба с «мракобесием» получается. Сегодня люди реально говорят об астрологии и верят в неё! Там ведь нет никакой конкретики. Вот пусть мне скажут, что такого-то числа, во столько-то произойдёт то-то. Не смогут. Мы погоду не всегда можем точно определить на неделю, а тут судьбы по движению планет, звёздам определяют. Люди просто не понимают некоторые элементарные вещи. И это не вина школы. Это проблема того, что люди стали меньше читать, на ТВ много таких.