Найти тему
Беседы об образовании

P.S. «Ни о чем»

На фото автор с классом. 90-е. Сельская школа.
На фото автор с классом. 90-е. Сельская школа.

После своей статьи «Ни о чем» я получил неожиданно некоторое количество хейта. Собственно, к хейтерам я отношусь совершенно спокойно – гложет что-то людей, вот они и выливают свое недовольство на окружающих. Но сами того не понимая, они натолкнули меня на тему этой статьи.

В чем смысл основных претензий?

Очень просто – учителя всегда были нищими и работали ради призвания, а не из-за денег. Если вы работаете из-за денег, то вы плохой учитель, и вообще, идите в бизнес.

Скажу честно – логику этих людей я не понимаю, но по старой учительской привычке попытаюсь объяснить им еще раз смысл ряда моих публикаций.

Начну со старого анекдота:

«Разговаривают два чиновника. Один другому:
– Представляешь, уже полгода учителям деньги не платим, а они на работу ходят. Может, с них начать за вход брать?
– Давай попробуем.
Через некоторое время встречаются. И один у другого спрашивает:
– Ну как?
– Все здорово, ходят, за вход платят, только хитрить и экономить начали!
– Это как?
– Да приходят в понедельник, а уходят в пятницу.»

Учитель – это призвание. С этим утверждением очень сложно не согласиться. Невозможно быть учителем только в тот момент, когда ты находишься в школе или на уроке. Это аксиома. Заходя первый раз в школу, ты очень четко должен понимать, что вся твоя оставшаяся жизнь будет подчинена детям и ритму жизни школы. Ты будешь с ними взрослеть, радоваться и огорчаться. Их маленькие и не очень проблемы будут твоими, и ты будешь их переживать не меньше, чем они. Это все так, если ты – УЧИТЕЛЬ. Когда ты берешь в 5 классе, как классный руководитель, этих маленьких котят, только-только оторвавшихся от мамки из начальной школы, и потом проживаешь с ними пять лет, до их 9 класса - а с частью и еще два года, когда они уходят после 11 класса… Они выросли и повзрослели. Они уже считают себя взрослыми и всезнающими. Они обещают не забывать. Но проходит чуть-чуть времени, и уже через год половина из них может не узнать тебя на улице. Не потому, что ты плохой, просто они пошли дальше, и в их ценностной картине мира учителю не остается места. Остаются и те, кто и через год, и через 5, и 10 лет приходят в гости, поздравляют с праздниками и даже называют твоим именем детей. А еще бывает, когда перед очередным родительским собранием к тебе подходят молодые родители и говорят, а вы нас не помните? И ты, напрягая свою профессиональную учительскую память, начинаешь их вспоминать, и что важно, - вспоминаешь. А они радостно рассказывают о том, что вот их деточка будет у тебя учиться. И тут же спрашивают: а вы в экспедиции ездите? А то-то и то-то продолжаете делать? И ты отвечаешь – да. А потом смотришь на их детей, и находишь или нет поведенческие черты родителей. И вдруг понимаешь, что вот сейчас на твоих глазах происходит еще одна смена поколений, а ты все так же стоишь у доски и все так же радуешься их успехам и огорчаешься неудачам. Единственное, ты уже не так резво взбегаешь на четвертый этаж, а в волосах прибавилось седины. И если раньше ты с ними легко проходил за день тридцать километров, то сейчас, строя маршрут экспедиции, ты рассчитываешь дневной переход максимум на пятнадцать. В прошлом году одна из самых первых моих учениц привела в 5 класс своего внука. И в этот момент ты понимаешь, что, каким бы ты не ощущал себя молодым и энергичным, ты уже учишь внуков своих первых учеников. Наверное, это счастье.

Но разговор немного не об этом. В контексте комментариев мне вспомнились 90-е. Когда из-за хронических задержек зарплаты из школы побежали учителя. Побежали массово. Когда, чтобы хоть как-то проходил учебный процесс, ты был вынужден вести по 50 часов в неделю. А эти убежавшие смотрели на тебя как на идиота – что ты там сидишь? Не знаю, сижу, потому что мне нравится то, что я делаю. Наверное, потому, что те чистые и светлые глазенки, которые есть у пятиклассников, не должны погаснуть. И ты радуешься, что они продолжают светиться, или огорчаешься, если у кого-то они погасли. Но еще ты отчетливо понимаешь, что с такой нагрузкой уделять достаточно времени каждому ты просто не можешь. Только потому, что на это физически нет времени. И именно в этом и кроется основная проблема учителя. Он хочет, он может, но его не хватает.

У меня были хорошие учителя. Они научили меня тому, что каждый урок должен быть особенным, что к каждому уроку надо готовиться. Но вот ведь какой нюанс. Истории всего два часа в неделю, а классов в параллели три. При нагрузке 36 часов это вся линейка с 5 по 11 класс. «От Адама до Потсдама». Можно, конечно, включить скачанную презентацию или урок из МЭШ, но тогда какой ты после этого учитель? Так – говорящая голова. И ты начинаешь разрываться, стараясь не потерять в качестве, и тем самым зарабатываешь то, что называют умным словосочетанием «профессиональное выгорание». А еще у тебя начинают возникать простые мысли: почему нельзя сделать так, чтобы ты мог работать на одну ставку 18 часов? Ну, максимум, 24. Ведь в этом случае твоя эффективность как учителя будет гораздо больше. Но даже если ты уговоришь администрацию школы дать тебе 18 часов, то очень остро встанет вопрос – на что жить. И вот этой простой истины не понимают те самые хейтеры, которые пишут про то, что учитель – это призвание:

«Думайте о детях, а не о деньгах. Если вам интересны деньги, то идите в бизнес. Хорошего учителя не волнуют деньги, он за идею.»

А мне интересно – что у этих людей в голове? И были ли они на самом деле учителями? А если и были, то какими? И почему их так раздражает то, что учителя поднимаю вопрос о своей зарплате? Включите логику, попробуйте, это не так сложно. Учитель, ведущий ставку или две ставки за одни и те же деньги, - это совсем разные учителя. И Призвание здесь совсем не при чем!

Я уже писал статью о том, что, когда я только пришел работать в школу, зарплата у меня была в районе 200 рублей, потом подросла до 300. При этом я еще мог читать специальную литературу, имел методический день, ездил к известным опытным учителям – учиться. А из всех бумаг у меня была тетрадь с план-конспектом уроков. Чтобы пойти с детьми в поход, я брал маршрутный лист в СЮТУРе и делал приказ по школе. Все. У меня было достаточно времени, чтобы заниматься с каждым ребенком. Мне было абсолютно все равно, что некоторые мои друзья получают больше, я спокойно смотрел на зарождающееся племя кооператоров. Мне нравилось то, что я делал. Спустя 35 лет мне продолжает нравиться моя работа. Хотя возможностей уйти в бизнес или чиновником хватает и сейчас. Но я учитель. И моя мама была учителем, и моя бабушка была учителем. Я просто не вижу себя вне профессии. Когда встал вопрос о том, что Московский департамент очень строго запретил совместительство, я выбрал школу, а не университет. Да, с университетом ушла очень важная частичка, но школа – роднее и ближе.

Так вот. Наши чиновники и даже наш Президент могут много и красиво говорить о необходимости подъема престижа профессии учитель. Но пока они не подкрепят это материальной составляющей, это будут пустые разговоры. И на эти пустые разговоры я указывал и буду указывать. Педагогика – это творчество. Творить, когда у тебя нагрузка больше двух ставок - невозможно. Не получалось это еще ни у кого и никогда. Конвейер не создает творцов. И не понимающие этого не понимают самих основ учительского труда.

А наши чиновники всех уровней, демонстрируя такое отношение к труду учителя, показываю только одно – они предали тех, кто в свое время их учил. Растоптали их память и их труд! Какие бы красивые слова они при этом в адрес учителей ни произносили.

«Слова потрясают воздух, а не собеседника»!