Найти в Дзене
Слово за слово

Творчество и притворство

В христианском миропонимании, а значит и в церковнославянском языке, Бог является ТВОРцом всего сущего, создателем видимых и невидимых вещей. Результатом его ТВОРческого акта является ТВОРение, часть которого составляют небо и земля (ТВЕРдь), а часть – населяющие мир ТВАРи, разумные и неразумные. Глагол «творить» в славянском тексте Библии является одним из наиболее частотных. Так, всем знакомы устойчивые словосочетания «животворящая Троица», «животворящий крест». В тексте Писания можно встретить и метафору с плодоносящим деревом: «Всякое доброе древо плоды добры творит, а злое древо плоды злы творит».

В народном сознании способность Бога творить распространяется также на природные стихии – «Солнце животворит растения своим теплом», «весна всю природу оживотворяет».

Человек в своих ТВОРческих способностях уподобляется Богу, он тоже ТВОРит. Исполняя заповеди Отца небесного, сотворяет молитвы и покаяния. В славянском Евангелии глагол «творить» последовательно применяется для описания духовного делания – принесения духовных плодов послушания, любви и добра после сердечного восприятия Слова Божьего.

-2

Человеческая способность к преобразованию материи также подобна божественной природе. В славянских текстах записано: «Спаситель, будучи на браке в Кане Галилейской, преТВОРил воду в вино». И человек претворяет мир, созидая храмы, выпекая хлеба или мастеря уТВАРь. Если к храму делали пристройку, то она называлась – «приТВОР». Ее как бы приТВОРяли потом, по завершении основного строительства. В отличии от Бога многие вещи человек изготавливает руками – их называют рукоТВОРными. Правда, сначала он создает их в своей фантазии, а затем преТВОРят задуманное в жизнь.

Творческие личности способны творить и нематериальную культуру, например, сочинять стихоТВОРения. Иногда поступки людей благоТВОРны для окружающих, а иногда – нет. Некоторая деятельность даже получила специальное обозначение – благоТВОРительная. Тех, кто способен ТВОРить чудеса, называют чудоТВОРцами, тех, кто несет мир – мироТВОРцами, а о том, что способствует проявлению веселия, говорят – смехоТВОРно. Некоторые способны наТВОРить такое, что потом не знают, как это исправить. Кто-то может выТВОРять то, чего другим не под силу и т.д.

Действие того, кто помогает, потакает в чем-то кому-либо, назвали поТВОРством. Со временем этим же словом стали называть и бездействие – «Потворство детей портит». А если родитель любит чадо свое, как должен любить Бога, то он его богоТВОРит.

Еще одна группа слов сопряжена с приготовлением расТВОРов. Все, что становится невидимым, исчезает в какой-либо среде, обозначается глаголом «расТВОРяется». Сахар и соль расТВОРяются в воде, твердые вещества расТВОРяются в кислотах, видения расТВОРяются в воздухе. Если соТВОРение или преТВОРение связано с материализацией, овеществлением, то расТВОРение, напротив – с исчезновением, дематериализацией. Когда перед глазами наших предков что-либо растворялось – оно буквально «переставало существовать».

«Сотворение» в этом контексте соединяется с пониманием «ТВЕРдости». «Сотворить» – сделать осязаемым, видимым или вообще доступным чувственному восприятию, воплотить (ср. близость в народном мышлении понятий «твердость» и «плотность»). Поэтому «сотворение» и «воплощение» – близки по смыслу, а всякая плоть в христианском мировосприятии есть результат божественного творения. «Растворение» – имело ровно противоположное значение развоплощения, потери плотности. Таким образом, ТВОРение по сути – это создание из невидимого духа ТВЁРдой материи, а расТВОРение – переход из мира материи в мир духа.

-3

На этом мы остановимся и отметим, что в русском языке есть ещё один, омонимичный глагол «творить». Обычно связанные с ним слова описывают то, что имеет свойство открываться-закрываться. Окна, двери, ставни, ворота расТВОРяются, оТВОРяются или наоборот заТВОРяются. Иногда эти глаголы использовались и в отношении органов человека. Говорили: «отворить очи» или «отворить жилу». Незажившая рана могла сама собою отвориться. Законченность действия может быть выражена добавлением к глаголу соответствующей приставки: «приТВОРить дверь» – закрыть, если та не была прикрыта. Паз, выемку в дверных косяках называли – «приТВОР» («Двери в самом притворе не доходят»). Как видим, корень «твор» в данном случае имеет ту же семантику, что и в глаголе «крыть».

В старину часто окна и ставни делали состоящими из двух половинок – сТВОРов или сТВОРок. Створы сходились – створялись. Иногда мы и сейчас говорим – «оконные створки», хотя сами окна створчатыми уже не называем. Зато от футбольных комментаторов можно услышать: «Мяч летит в сТВОР ворот». Если задуматься, то эта фраза покажется странной – ведь у футбольных ворот нет створов, которыми они могли бы створиться. Но, как мы знаем, слова меняют смысл.

-4

Человеческую неискренность, лживость и лицемерие назвали приТВОРством. Почему? Потому что в старину приТВОРом также называлась маска, личина, за которой бродячие комедианты прятали свое лицо, то есть приТВОРяли (закрывали) себя настоящих. Со временем слово стало иносказанием, и теперь большинство людей не понимают пути его происхождения. Кто такой приТВОРщик, знают все, а почему он так называется – очень немногие.

Во время оно наказанных за провинности и преступления заТВОРяли в темницах. Некоторые схимники сами налагали на себя обеты заТВОРничества и жили в скитах отшельниками.

По прошествии веков эти два корня ТВОР так перемешались, что в некоторых случаях не получается сразу определить, какой из них предстает перед нами в том или ином слове. Взять хотя бы «притворить» и «претворить», «притвор» в храме и «притвор» двери, «растворить» ворота и «растворить» вещество. Понимание внутреннего смысла этих слов помогает отнести их либо к первой, либо ко второй группе.

На приведенных выше примерах мы показали, как отличается славянский (изначально религиозный) корень от простонародного (бытового). Смыслы их различны, а значит они являются омонимами и не могут быть выведены из единого первообраза. Как же так получилось, что внешне они неотличимы друг от друга?

Возможно (это только предположение), народное «творить» (крыть) через оглушение начального согласного связано со словами «дверь» и «двор», ведь недаром они часто соединяются в словосочетания. В старину двери имели две половинки, створяя которые, проем закрывали, а растворяя – раскрывали. Если верить Шанскому, то исходное значение слова «дверь» – «двустворчатые ворота (двора)». Так что народный глагол в дописьменную эпоху мог иметь вид «дворити», а не «творити» и еще больше отличался от славянского близнеца. Кстати, слова, похожие на русское «дверь», можно обнаружить во многих языках, и всегда они имеют сходство с числительным «два».

В отношении второй группы слов с корнем -твор- сам Н.М. Шанский писал следующее. Почему глагол «отворить» пишется с одним «т»? В слове «отворить» выделяется приставка от- (ср. рас-творить, за-творить, при-творить). За приставкой от- следует корень -твор- (ср. только что приведенные слова). Если приставочное «т» сталкивается с корневым «т», то они обе обозначаются на письме (ср. оттянуть, оттащить и пр.). Следовательно, глагол «отворить» должен писаться с двумя «т». Таким образом, вопрос, почему слово «отворить» пишется с одной буквой «т», не является праздным. Как же на него ответить?

И Шанский предлагает следующую этимологию. Глагол «отворить» был образован с помощью приставки от- на основе глагола «ворити» - «запирать» (производного от той же основы, что и «ворота», древнерусск. «воръ», «вора» – ограда, забор) и членился первоначально на морфемы так: от-вор-и-ти. Соответствующий ему антонимический глагол имел приставку за-: за-ворити – «закрыть, запереть» (ср. в I Псковской летописи: Бродове бяху вся заворени – «все пути были закрыты»).

Затем, пишет Шанский, в результате народно-этимологического сближения с глаголом «творить» (ср. его приставочные производные в древнерусск. «притворити» – «приделать», «растворити» – «размешать» и пр.), слово «отворить» пережило процесс переразложения и стало делиться на от-твор-и-ть. Новая основа стала базой для образования родственных приставочных глаголов: «притворить», «растворить». Она же проникла и в этимологически правильное образование «заворить», получившее форму «затворить».

Во всех родственных глаголах выделяется сейчас связанная непроизводная основа -твор-, но в «отворить», в силу переразложения его основы, корень -твор- не располагается отдельно за приставкой от- (как в «затворить» и пр.), а отчасти накладывается на приставку.

Таким образом, первая группа слов, произошедших от корня *tvьrъ является поистине «творческой», а вторая (если Н.М. Шанский прав) – лишь «притворяется» таковой.