«Надо мной насмехались, когда я покупал старую одежду, одна торговка прокляла, когда я вздумал ее сфотографировать, и некоторые отказывались продать мне то, что я просил, думая, что это нужно мне для колдовства».
Николай Степанович Гумилёв (1886-1921) — не только выдающийся поэт и один из основателей акмеизма, но и ученый-африканист. Несколько путешествий по восточной и северо-восточной Африке наполнили его творчество экзотическими образами.
Его самая значительная экспедиция состоялась за год до начала Первой мировой войны, в канун 200-летнего юбилея петербургского Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры). Именно к этой дате в одном из залов нового помещения было решено устроить выставку традиционной культуры народов Африки. Для пополнения коллекции снарядили специальную экспедицию. Выбор пал на Абиссинию, с которой у России уже были налажены дипломатические связи. Николаю Гумилёву, уже известному к тому времени поэту и путешественнику, предложили начать подготовку к экспедиции. Во время путешествия, которое продлилось более трех месяцев в тяжелейших условиях пешего перехода, Гумилёв и его напарник Николай Сверчков собрали богатейшую коллекцию.
Помимо 107 этнографических предметов, четырех картин эфиопских художников и 242 стеклянных негативов, Гумилёв привез из экспедиции записи песен и легенд.
Финансовые и транспортные сложности Гумилёв преодолевал благодаря своим обширным знакомствам, знаниям местных обычаев и нравов. В Хараре он был представлен будущему императору Эфиопии Хайле Селассие (до коронации рас Тэфэри Мэконнын) и сделал одни из самых ранних снимков правителя и его жены.
У Гумилёва родился грандиозный замысел — написать «географию в стихах», цикл, который охватил бы все континенты. Африка воспета в его ранних стихотворениях, таких как «Жираф», «Носорог» и «Абиссинские песни», и в последнем прижизненном сборнике «Шатер», стихи для которого Гумилёв писал в голодном Петрограде 1918-1919 годов. Суть его проекта заключилась в новом понимании путешествия как основы для творчества.
Портрет и некоторые вещи, привезенные из экспедиции, можно увидеть на нашей выставке «Всеобщий язык». Выставка открыта для посетителей до 19 марта. Билеты