Найти в Дзене
sevprostor

Почему бедные крестьяне не продавали свой дорогой жемчуг (а современникам уже не понятно - почему бы не навариться на нем)

Оглавление

Выручить за него можно было до 300 рублей, а это огромные деньги!

Многие из вас, наверное, видели расшитые жемчугом нарядные головные уборы крестьянок. Мог возникнуть вопрос, откуда у людей деньги на такое дорогое украшение.

Все объясняется просто, это речной жемчуг, которым раньше полнились многочисленные северные реки.

Добычей жемчуга, как отражено в церковных книгах, занимались на севере России еще в IX-X веках. В XVII веке Карелия была на 1-м месте в мире по добыче речного жемчуга. В конце XVIII и первой половине XIX века жемчужный промысел давал местным жителям хороший заработок. Так, об обильной добыче жемчуга в водах Олонецкой губ. при императрице Елизавете свидетельствует и русский естествоиспытатель, — академик Миддендорф.

Его было так много, что только ленивый не искал (собирали ведрами). Из-за такого массового сбора жемчуга, число жемчужниц в реках стало сокращаться. К нашему времени жемчужниц стало совсем мало; где-то они исчезли в принципе, и собирать их запрещено.

Но еще в 1870-80-х годах заработки от жемчужного промысла в некоторых пунктах составляли от 200 до 1000 руб. Многие крестьяне, с целью избежать конкуренции и вообще опасного соперничества, занимались добыванием жемчуга тайно.

Ловец лёжа на плоту, который подвигается по течению, высматривает раковины в маленькое отверстие в плоту и вытаскивает добычу сачком, укреплённым на конце длинной палки.
Ловец лёжа на плоту, который подвигается по течению, высматривает раковины в маленькое отверстие в плоту и вытаскивает добычу сачком, укреплённым на конце длинной палки.

Такой жемчужный промысел в конце XVIII и первой половине XIX века  давал местным жителям хороший заработок. А еще материал для украшения женских нарядов.

-3

Конечно, к концу 19 века эти запасы сократились и жемчуг крестьяне стали в личных целях использовать реже. И все равно его применяли для украшения праздничной крестьянской одежды.

Вот этот момент современникам уже не понятен. Почему крестьяне не продавали весь жемчуг, зарабатывая на нем, а тратили такие драгоценности на украшения для своих жен.

Как написал в прошлой статье читатель (я рассуждала о меховых куньих шапках и том, что северные крестьянки по идее могли без проблем носить их и украшать речным жемчугом):

"Ну попробуйте. Выйдите завтра из дому и добудьте куницу, а как растает наберите в речке жемчуга, чтоб расшить. Потом сложите потраченное время - количество дней или недель, за которые Вы поймаете куницу; недели или месяцы, за которые Вы наковыряете нужного жемчуга (он там ещё водится?). Ну и умножьте полученное количество дней на дневную зарплату среднего человека. Потом скажете, нужна Вам шапка за такие деньги. Заодно подумайте о том, где взять материал на следующую шапку, если зверька Вы уже убили, а жемчуг из речки уже собрали. Придется искать дольше - шапка будет ещё дороже".

Почему в XVIII–XIX веках зимние головные уборы у крестьянок встречались довольно редко
sevprostor
25 февраля 2023

Не знаю, зачем сравнивать меня с промысловиками, жившими в прошлые века. И современное состояние жемчужниц с прошлым. Но в любом случае, как мы видим, современник считает потраченные недели, незаработанные деньги и ему не понятно, как можно весь добытый дорогой жемчуг не продать. Думаю, это не понятно многим из нас.

Ну вот так оно было. Далеко не все, даже бедняки, занимались продажами. А вместо этого украшали жемчугом своих дочерей.

Об этом как раз писал М.А. Круковский в 1904 году:

"Такие [жемчужные] кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого, иногда до 300 руб., благодаря той массе жемчуга, который нанизан на них.
Я сначала удивлялся, как мог бедный полудикий корел купить такое дорогое украшение, пока наконец не узнал, что жемчуг этот — местный, добывается в некоторых реках и озерах Олонецкого, края и идет на украшение женских головных уборов.
Таким образом и в этом случае корел остался не промышленником и торговцем, а земледельцем, и вместо того, чтобы продать жемчуг и получить за него деньги, оставил его себе для украшения жен и дочерей".

Жемчугом этим обильно украшали одежду не только карелки, но и поморки, и саами. То есть все люди, жившие у северных жемчужных рек.

Ожерелье из речного жемчуга. Русские, Архангельская область, Мезенский р-он. XIX век
Ожерелье из речного жемчуга. Русские, Архангельская область, Мезенский р-он. XIX век

Вот, например, цитата А. Ходосова "вестник Мурмана" №11. 1924г. о лопарях:

"Долгую полярную зиму, при освещении рыбьим жиром, в душной и дымной тупе лопарки занимаются шитьём. Они приготовляют из оленьего меха верхнюю одежду - малицы, одеваемые через голову мешки, ковры из разноцветных кусков оленьей шкуры., бисером вышитые головные уборы, украшая их золотистою мишурою и жемчугом. Меховая одежда бывает очень обильно украшена мелкими кусочками сукна. Из цветов преобладают красный, желтый и синий".

Повязка девичья. Русские. Печорский край (Архангельская губ., Печорский уезд), вторая половина XIX века
Повязка девичья. Русские. Печорский край (Архангельская губ., Печорский уезд), вторая половина XIX века

Или, как писал Круковский М.А. в 1904 году о карелках:

"В ушах они носят громадные, жемчужные серьги, а замужние женщины, кроме кокошника, надевают на затылок повойник, тоже усыпанный жемчугом; в таком уборе голова замужней карелки кажется как бы закрытой шлемом; открытым остаётся одно лицо.".

Вот так он же описывал толпу девушек на празднике в жемчугах:

"Громадное село, раскинувшееся по берегу р. Олонки, наполнилось народом, двигавшимся плотной стеной, длинным змием по единственной улице села. Но после обеда начали формироваться кадры девушек-корелок окрестных деревень, которые вытеснили куда-то толпу и сами заполнили улицу. Они шли в два ряда, каждый по своей стороне улицы, навстречу друг другу.

Перед моими глазами проходили целые полки девушек, здоровых, крепких, ярких, целое войско, голова которого была здесь, передо мной, а хвоста и совсем не было заметно. А на встречу этому войску подвигалось такое же, блестящее жемчугом, шёлком и даже парчей. Достигнув конца улицы, колонна поворачивала, изгибаясь змеей 'и шла обратно, чтобы посреди села встретиться с другой, противоположной колонной. Это была крайне оригинальная, живописная картина"

А в тех регионах, где жемчуга в реках не водилась, местные охотники обменивали добытые ими шкурки на бисер (одекуй).

-6

И также украшали ими одежду своих женщин. Да и себя тоже. О таком бисере одекуе я писала тут: