Выручить за него можно было до 300 рублей, а это огромные деньги!
Многие из вас, наверное, видели расшитые жемчугом нарядные головные уборы крестьянок. Мог возникнуть вопрос, откуда у людей деньги на такое дорогое украшение.
Все объясняется просто, это речной жемчуг, которым раньше полнились многочисленные северные реки.
Добычей жемчуга, как отражено в церковных книгах, занимались на севере России еще в IX-X веках. В XVII веке Карелия была на 1-м месте в мире по добыче речного жемчуга. В конце XVIII и первой половине XIX века жемчужный промысел давал местным жителям хороший заработок. Так, об обильной добыче жемчуга в водах Олонецкой губ. при императрице Елизавете свидетельствует и русский естествоиспытатель, — академик Миддендорф.
Его было так много, что только ленивый не искал (собирали ведрами). Из-за такого массового сбора жемчуга, число жемчужниц в реках стало сокращаться. К нашему времени жемчужниц стало совсем мало; где-то они исчезли в принципе, и собирать их запрещено.
Но еще в 1870-80-х годах заработки от жемчужного промысла в некоторых пунктах составляли от 200 до 1000 руб. Многие крестьяне, с целью избежать конкуренции и вообще опасного соперничества, занимались добыванием жемчуга тайно.
Такой жемчужный промысел в конце XVIII и первой половине XIX века давал местным жителям хороший заработок. А еще материал для украшения женских нарядов.
Конечно, к концу 19 века эти запасы сократились и жемчуг крестьяне стали в личных целях использовать реже. И все равно его применяли для украшения праздничной крестьянской одежды.
Вот этот момент современникам уже не понятен. Почему крестьяне не продавали весь жемчуг, зарабатывая на нем, а тратили такие драгоценности на украшения для своих жен.
Как написал в прошлой статье читатель (я рассуждала о меховых куньих шапках и том, что северные крестьянки по идее могли без проблем носить их и украшать речным жемчугом):
"Ну попробуйте. Выйдите завтра из дому и добудьте куницу, а как растает наберите в речке жемчуга, чтоб расшить. Потом сложите потраченное время - количество дней или недель, за которые Вы поймаете куницу; недели или месяцы, за которые Вы наковыряете нужного жемчуга (он там ещё водится?). Ну и умножьте полученное количество дней на дневную зарплату среднего человека. Потом скажете, нужна Вам шапка за такие деньги. Заодно подумайте о том, где взять материал на следующую шапку, если зверька Вы уже убили, а жемчуг из речки уже собрали. Придется искать дольше - шапка будет ещё дороже".
Не знаю, зачем сравнивать меня с промысловиками, жившими в прошлые века. И современное состояние жемчужниц с прошлым. Но в любом случае, как мы видим, современник считает потраченные недели, незаработанные деньги и ему не понятно, как можно весь добытый дорогой жемчуг не продать. Думаю, это не понятно многим из нас.
Ну вот так оно было. Далеко не все, даже бедняки, занимались продажами. А вместо этого украшали жемчугом своих дочерей.
Об этом как раз писал М.А. Круковский в 1904 году:
"Такие [жемчужные] кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого, иногда до 300 руб., благодаря той массе жемчуга, который нанизан на них.
Я сначала удивлялся, как мог бедный полудикий корел купить такое дорогое украшение, пока наконец не узнал, что жемчуг этот — местный, добывается в некоторых реках и озерах Олонецкого, края и идет на украшение женских головных уборов.
Таким образом и в этом случае корел остался не промышленником и торговцем, а земледельцем, и вместо того, чтобы продать жемчуг и получить за него деньги, оставил его себе для украшения жен и дочерей".
Жемчугом этим обильно украшали одежду не только карелки, но и поморки, и саами. То есть все люди, жившие у северных жемчужных рек.
Вот, например, цитата А. Ходосова "вестник Мурмана" №11. 1924г. о лопарях:
"Долгую полярную зиму, при освещении рыбьим жиром, в душной и дымной тупе лопарки занимаются шитьём. Они приготовляют из оленьего меха верхнюю одежду - малицы, одеваемые через голову мешки, ковры из разноцветных кусков оленьей шкуры., бисером вышитые головные уборы, украшая их золотистою мишурою и жемчугом. Меховая одежда бывает очень обильно украшена мелкими кусочками сукна. Из цветов преобладают красный, желтый и синий".
Или, как писал Круковский М.А. в 1904 году о карелках:
"В ушах они носят громадные, жемчужные серьги, а замужние женщины, кроме кокошника, надевают на затылок повойник, тоже усыпанный жемчугом; в таком уборе голова замужней карелки кажется как бы закрытой шлемом; открытым остаётся одно лицо.".
Вот так он же описывал толпу девушек на празднике в жемчугах:
"Громадное село, раскинувшееся по берегу р. Олонки, наполнилось народом, двигавшимся плотной стеной, длинным змием по единственной улице села. Но после обеда начали формироваться кадры девушек-корелок окрестных деревень, которые вытеснили куда-то толпу и сами заполнили улицу. Они шли в два ряда, каждый по своей стороне улицы, навстречу друг другу.
Перед моими глазами проходили целые полки девушек, здоровых, крепких, ярких, целое войско, голова которого была здесь, передо мной, а хвоста и совсем не было заметно. А на встречу этому войску подвигалось такое же, блестящее жемчугом, шёлком и даже парчей. Достигнув конца улицы, колонна поворачивала, изгибаясь змеей 'и шла обратно, чтобы посреди села встретиться с другой, противоположной колонной. Это была крайне оригинальная, живописная картина"
А в тех регионах, где жемчуга в реках не водилась, местные охотники обменивали добытые ими шкурки на бисер (одекуй).
И также украшали ими одежду своих женщин. Да и себя тоже. О таком бисере одекуе я писала тут: