Найти тему
Саратовские истории

Прощеное воскресение: красивая история и глубокий смысл

Сегодня один из важных дней с глубоким смыслом -прощеное воскресение.

Этот день носит свое название от прощенного чина, возникшего в христианских монастырях Египта в V веке. Следуя примеру Христа они уходили в пустыню на 40 дней и перед уходом прощались, так как в большинстве случаев их встреча на Пасху и в дальнейшем в жизни могла уже не состояться.

Представьте себе жизнь в пустыне на протяжении 40 дней в те времена: температура 50 градусов, скорпионы, пауки, ядовитые змеи и реальные голодные хищники.

Именно в пустыни ждали опасности: кто-то мог быть растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Это уж не говоря об искушениях мнимых и реальных.

-2

Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.

Со временем чин прощения вошел в церковную службу, а затем стали элементом народной жизни.

Прощенное воскресение можно найти в картинах художников прошлого и современности:

Масленица. Прощеный день в крестьянской семье Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова
Масленица. Прощеный день в крестьянской семье Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова
Игорь Шаймарданов
Игорь Шаймарданов
Юрий Васильевич Шеров
Юрий Васильевич Шеров
-6

Народные обычае смешали в этот день языческие обряды (сжигая чучела), а также местные традиции.

Так, в ряде регионов и сел в этот день посещали кладбища (обычай просить прощения у ушедших), в других - сжигали оставшуюся скоромную пищу. Все игрища, маскарады заканчивались с вечерней службой (в 4-5 вечера).

В XIX веке после возвращения со службы крестьяне совершали домашний обряд:

Вся семья садится ужинать, после ужина все усердно молятся, затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощение, отходит в сторону. После него, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи и так далее. Хозяйка дома кланяется последней и просит прощения только у своего мужа, а глава семьи не кланяется никому.