Живописца и литератора Григорьева Бориса Дмитриевича в России долгое время считали белоэмигрантом, игнорируя его творчество. Между тем, эксперты называют маэстро историком славянской души. Понять, с чем сегодня связан интерес к французскому художнику с русскими корнями: его эксцентричностью или новаторством, возможно, если приоткрыть завесу его жизни.
Пути становления маэстро
Будущий живописец появился на свет в 1886 году, в Москве, а детство прошло на волжском берегу в городе Рыбинске. Уклад семьи Григорьевых, по словам самого художника, был богемным. Семья часто посещала московские и петербургские театры, абонировала ложу в местной опере. Домочадцы пользовались огромной библиотекой, музицировали, устраивали домашние спектакли.
Полистайте галерею, чтобы увидеть другие работы.
Прежде чем стать художником, Борису пришлось преодолеть сопротивление родителей, которые желали видеть сына коммерсантом и отправили на учебу в Московскую коммерческую академию.
Однако увлечение живописью победило, и в 1902 году семнадцатилетний юноша, успешно выдержав сложнейший экзамен, начинает учиться в МУЖВЗ, а через год становится еще и студентом художественно-промышленного училища имени С. Строганова.
Здесь происходит важное знакомство юного студента и известного импрессиониста Д. А. Щербиновского. Профессор оценил старания начинающего рисовальщика и способствовал его поездке на стажировку в Мюнхен. В группе стажеров Борис знакомится с Елизаветой фон Браше, впоследствии ставшей его женой.
В поисках новых приемов рисования Григорьев переезжает в Петербург, чтобы стать вольным слушателем академии художеств. Именно в академии он проникается новаторскими идеями Александра Киселева, известного пейзажиста, «передвижника».
Совершенствовать мастерство он решает в Париже, откуда, воодушевленный, возвращается с огромной коллекцией рисунков. Однако новаторская метода вызвала недовольство педагогов – приверженцев традиционной школы и стала причиной исключения его из Петербургской академии.
Впрочем, для уже нашедшего свой путь рисовальщика это было неважно, так как в его жизни произошли судьбоносные встречи с импрессионистом Н. Кульбиным, футуристом В. Хлебниковым, авангардистом Д. Бурлюком из «Мира искусств» и «Голубой розы». Их оригинальные взгляды на мироздание, а также идеи футуризма, творчество Ван Гога, фовистов и последующее европейское турне повлияли на воззрение художника, отразившись в манере рисования.
К сведению! До эмиграции Борис Григорьев был известным, высокооплачиваемым портретистом. Его творчество лестно оценивалось критиками, вернисажи посещались, картины покупались коллекционерами.
Посмотрите портреты работы художника, полистав галерею.
«Григорьевский» уникальный стиль
Определить живописный стиль, в котором работал художник, нелегко. Даже авторитетные эксперты не смогли полностью его охарактеризовать, мечась от авангардизма к экспрессионизму с оттенками неопримитивизма. Скорее всего, эта неопределенность шла от неуемной энергии мастера, находящегося в вечном поиске.
По мнению специалистов, Григорьев выработал собственный почерк и был признан самобытным рисовальщиком с напористой, быстрой и ироничной кистью.
Уникальный «григорьевский» стиль виден и в ранних фольклорных рисунках, и портретах, написанных в жанре буффонады (В. Мейерхольд в образе паяца), и парижских зарисовках, созданных при обучении в студии Гранд Шомьер.
Современникам были по нраву эмоциональные рисунки с особой ритмической структурой и резким колоритом, похожие по своей выразительности на графику Матисса. Умение художника владеть выразительной возможностью линии отточилось в Париже, там же настал его звездный час.
Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин.
Интересно! Художник мечтал написать портрет Горького, поэтому в 1926 году он отправился в итальянское поместье писателя. Там, в окрестностях Сорренто, писатель позировал мастеру. Образ, а особенно руки натуры, (по мнению критиков, жесты кукловода или знаки масонов) говорят о новаторской манере автора.
Несмотря на поддержку «буревестника революции», супругам не удалось вернуться в Россию. Они обосновались во французской провинции, где столкнулись с финансовыми трудностями. Борису Дмитриевичу пришлось отправиться в Чили для преподавания в тамошней академии художеств. И уже весной тридцатого года Париж увидел блестящую экспозицию новых работ по мотивам Южной Америки.
Русские темы в творчестве
Одним из самых знаковых живописных альбомов Бориса Григорьева стал сборник «Расея», в котором сопровождающиеся тексты написаны историком П. Щеголевым, художником Н. Радловым и самим мастером. В нем он с особой болью размышляет о революции. Героями картин стали русские люди, крестьяне послереволюционной России.
Альбом произвел на публику оглушающее впечатление. Зрители всматривались в гневные лица простых людей, эксперты вспоминали пророчества о его склонности к гротеску. Но дело не в озлобленной натуре, а в умении автора владеть спектром чеканных линий и достоверным изображением, помогающими высветить главное, отодвинув второстепенные нюансы.
Посмотрите работы из сборника "Расея" в галерее.
Критики считают, что в сборнике мастер отчасти отразил личную боль, так как вихрь революции ворвался и в его жизнь. Ему с трудом удалось добиться освобождения из-под ареста жены и уехать в Париж.
Тема «Расеи» получила продолжение в «Ликах России». Этим циклом автор выразил свои переживания о судьбе родины и предчувствие трагических испытаний.
Как итог эпохальных произведений, мастер воплотил свой давний замысел в создании пятиметровой картины «Лики мира», где человечество представлено в характерных образах.
Однако последняя выставка картин о Латинской Америке, равнодушно встреченная публикой, принесла художнику разочарование. Душевное здоровье было подорвано, художник заболел и зимой 1939 года покинул этот мир.
Об уникальном творчестве Бориса Григорьева заговорили в перестроечный период. При поддержке Фонда культуры удалось подготовить первую арт-выставку маэстро. Сегодня знатоки могут оценить полотна художника в музейных экспозициях, интернете и каталогах.
Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!