В древние времена танцы были частью богослужений, и есть сведения, что в Древнем Египте существовала большая потребность в танцовщицах-жрицах. Но должна же была тогда существовать какая-то система обучения таких девушек?
Конечно да, в Древнем Египте была своя школа. Согласно исследованиям, она находилась при храме Амона (бога воздуха). Оттуда выпускались жрицы-танцовщицы, которые были в большом почете у народа. Но к сожалению сама система обучения и предметы остались неизвестными.
В те времена у египтян существовало два рода танцев: первый — мимический, в котором жесты и позы служили для выражения мыслей, второй же состоял из колебательных движений корпуса и упражнений в ловкости, гибкости и грации. Это был уже настоящий танец, как мы его теперь понимаем, с разными па и позициями. Оба рода этих танцев входили в обиход религиозных торжеств и были, очевидно, подчинены стройности и дисциплине.
Религиозные египетские праздники были едва ли не единственным развлечением для народа. За отсутствием сценических представлений, где танцы могли быть связаны с драматическим действием, искусство танцевальное в стране фараонов не могло получить дальнейшего развития. Отсутствие театра, тем не менее, было в широкой степени компенсировано устройством спектаклей в частных домах. Действительно, на разных гробницах мы находим разнообразные танцевальные сцены, причем египтологами разъяснен даже текст песен, под звуки которых исполнялись танцы перед властелинами Египта.
Приведу конец одной из них:
Отбросим жизни заботы! Будем петь и плясать! Веселью предадимся до дня рокового, когда в страну отправимся, Где вечный царит покой и молчание
Значительно позже, во времена правления Клеопатры, спектакли – балетные пантомимы, были широко востребованы высшей знатью, даже в некоторых сценах Клеопатра лично позволяла себе солировать.
Главным сюжетом этих балетов была любовь.
В танцевальном искусстве у египтян можно наблюдать классификации танцев. Более сложные танцы нашли особое общее название «т’ереф». Они резко отличались от обыкновенных танцев, которые назывались «т’эб». Интересный факт, известно, что «пируэт» (поворот вокруг своей оси) исполняли в Египте уже более 5000 лет. Танцоры также использовали интересные сценические приемы: например, в парном танце один из партнеров повторял движения другого в «зеркальном отражении», или танцоры кордебалета исполняли движения не синхронно, а с отставанием друг от друга.
Помимо профессиональных танцоров и танцовщиц, в древнем Египте были также странствующие труппы. Они напоминали цыганский табор , а песни, танцы и костюмы не отличались скромностью. Но, судя по тому, что они существовали, не было строгих гонений со стороны религиозных служителей и верховной знати.
Названный Геродотом «даром Нила» Древний Египет вымер, пережив целый ряд исторических переворотов. Переходя во власть то греков, то персов и, наконец, турок — арабов, страна фараонов утратила религию, язык и все свои бытовые особенности.
Во времена колонизаций большой популярностью, во все еще древнем Египте, стали пользоваться танцы, исполняемые «Альмеями» и «Гавази». Пластика в этих танцах имела арабское происхождение, но и никто из исследователей не утверждает, что в них исчезло все египетское. Рисунок в этих танцах был арабского типа, но некоторые позы и музыкальные инструменты, сопровождавшие танцы долгое время оставались египетскими. «Альмеи» и «Гавази», еще во времена фараоновских правлений отличались друг от друга, пластика и позы первых были более скромными, и сами «Альмеи» считали себя благородными и были образованными. Одним из популярных танцев «Альмей» был танец с саблями, в котором они умело справлялись с ними, одновременно жонглируя и выполняя хореографические движения.
Танец с саблей художественно воспроизведен балетмейстером Мариусом Петипа в балете «Дочь фараона», но не всем исполнительницам удалось иметь успех в этом танце, требующем природной грации и красивой пластики в позах.
С того момента как закончилось время «Альмей», в Египте стали исполнять танец живота.