Вернувшись на Родину, Грабарь стал активно выставляться. Его работы были тепло приняты критиками и хорошо продавались.
В 1904 году он знакомится с Николаем Мищериным и принимает его приглашение погостить в усадьбе Дугино. Это место станет знаковым для Грабаря. И не только в творческом плане.
Племянницы Мещерина, Валентина и Маша, часто будут позировать художнику. Обе будут ему женами. Первая жена – Валентина, они поженятся в 1913 году. У них появятся двое детей. Из-за болезни сестры их будет воспитывать Мария. И впоследствии она станет второй женой Грабаря.
В Дугино были написаны самые известные зимние пейзажи Грабаря. Среди них и «Февральская лазурь», написанная в 1904 году.
Для достижения эффекта высокого горизонта Грабарь вырыл траншею и работал в ней под голубым зонтиком, это делало цвета более интенсивными. Он был под впечатлением от великолепия зимней природы. "Я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба". «Февральская лазурь» написана в технике «кристаллизации красок», которую Грабарь освоил в Мюнхене. Об этом я писала в предыдущей статье.
Помимо художественной деятельности, Игорь Эммануилович много пишет об искусстве.
В 1913 году становится попечителем Третьяковской галереи. И сразу переходит к активной деятельности. Он провел перепланировку. Частная коллекция стала музеем. Раньше картины располагались от пола до потолка без какой-либо хронологической последовательности. Грабарь же распорядился располагать картины на уровне глаз и не так близко друг к другу. Был произведен строгий учет картин. Грабарь составил каталог экспонатов.
После революции художник не покинул Россию и стал директором Третьяковской галереи. Ему досталось тяжелое время разрухи. Он занимал должность с 1918 по 1924 гг.
В 1918 году занялся выявлением и спасением памятников древнерусского зодчества. По его инициативе были открыты реставрационные мастерские.
Еще одно важное нововведение грабаря – фондохранилища.
Помимо большой общественной работы, Грабарь не бросает живопись.
А в конце жизни поселится в Абрамцево.
Александр Бенуа написал в своих воспоминаниях: "В России только два человека могут управлять искусством: Дягилев и Грабарь."