Найти тему
Красная авоська

Игорь Грабарь. Художник. Искусствовед. Реставратор. Часть II.

 Берёзовая аллея. 1940 год.
Берёзовая аллея. 1940 год.

Вернувшись на Родину, Грабарь стал активно выставляться. Его работы были тепло приняты критиками и хорошо продавались.

В 1904 году он знакомится с Николаем Мищериным и принимает его приглашение погостить в усадьбе Дугино. Это место станет знаковым для Грабаря. И не только в творческом плане.

Племянницы Мещерина, Валентина и Маша, часто будут позировать художнику. Обе будут ему женами. Первая жена – Валентина, они поженятся в 1913 году. У них появятся двое детей. Из-за болезни сестры их будет воспитывать Мария. И впоследствии она станет второй женой Грабаря.

Васильки. 1914 год. На картине изображены Валентина и Маша. Первая и вторая жена художника.
Васильки. 1914 год. На картине изображены Валентина и Маша. Первая и вторая жена художника.

В Дугино были написаны самые известные зимние пейзажи Грабаря. Среди них и «Февральская лазурь», написанная в 1904 году.

Для достижения эффекта высокого горизонта Грабарь вырыл траншею и работал в ней под голубым зонтиком, это делало цвета более интенсивными. Он был под впечатлением от великолепия зимней природы. "Я обомлел от открывшегося мне зрелища фантастической красоты. Какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба". «Февральская лазурь» написана в технике «кристаллизации красок», которую Грабарь освоил в Мюнхене. Об этом я писала в предыдущей статье.

Помимо художественной деятельности, Игорь Эммануилович много пишет об искусстве.

В 1913 году становится попечителем Третьяковской галереи. И сразу переходит к активной деятельности. Он провел перепланировку. Частная коллекция стала музеем. Раньше картины располагались от пола до потолка без какой-либо хронологической последовательности. Грабарь же распорядился располагать картины на уровне глаз и не так близко друг к другу. Был произведен строгий учет картин. Грабарь составил каталог экспонатов.

Рябинка.1915 год. Этюд для одноименной картины.
Рябинка.1915 год. Этюд для одноименной картины.

После революции художник не покинул Россию и стал директором Третьяковской галереи. Ему досталось тяжелое время разрухи. Он занимал должность с 1918 по 1924 гг.

В 1918 году занялся выявлением и спасением памятников древнерусского зодчества. По его инициативе были открыты реставрационные мастерские.

Еще одно важное нововведение грабаря – фондохранилища.

Помимо большой общественной работы, Грабарь не бросает живопись.

А в конце жизни поселится в Абрамцево.

Александр Бенуа написал в своих воспоминаниях: "В России только два человека могут управлять искусством: Дягилев и Грабарь."