Много веков история данного народа была покрыта тайной, и все его обряды и религиозные мистические практики оставались малопонятными. Но все изменилось, когда был найден ключ к иероглифам.
Древние, грандиозные памятники, поражающие своими колоссальными размерами руины Фив, Луксора и других городов, насыщены загадочными рисунками, по которым кропотливая наука сумела, насколько возможно, воссоздать всю жизнь страны фараонов. Эти надписи показывают, что в Древнем Египте пять тысяч лет тому назад люди жили, любили, страдали, ненавидели, веселились так же, как и мы в настоящее время. Изображения многочисленных, со странными звериными головами, божеств египетской мифологии, воспроизведенные игры, женитьба, похороны и многое другое представляют наглядную картину повседневной жизни Древнего Египта, начертанную в открытых гробницах.
Были найдены и первые изображения танцев. К сожалению, их было не так много, и они не были такими уж разнообразными. Отсюда можно сделать вывод, что египетское танцевальное искусство имело сильно устойчивые формы танца, которые были неизменны много веков.
Но все же и по ним можно установить, что египтяне времен фараонов были великими любителями разнообразных процессий. Как же изображали танец? Фигура человека с поднятой ногой или просто одна нога составляли «иероглиф танца». И таких иероглифов было достаточно, чтобы заключить, что искусство танца было известно египтянам с глубокой древности. Но, к сожалению, недостаточно, чтобы сформировать полное знание о танце Древнего Египта.
Помимо иероглифов сохранились и письменные сведения о египетских танцах в сочинениях древнегреческих писателей и философов Платона, Лукиана, Диодора, Геродота и других, которые удостоверяют, что египетские танцы служили главной основой египетского культа. Вместе с тем они же подтверждают, что в Египте, на протяжении всей жизни человека, как в тихой, семейной, так и в общественной и духовной, танцы играли громадную роль.
Кто же олицетворял танец в древнем мире? Есть два мнения на этот счет.
Первое заключает в себя то, что танец и музыка были даром «советника и секретаря» главного божества Осириса – Тота. В древнегреческой мифологии бог Тот стал именоваться Гермесом Трисмегистом. Именно поэтому в некоторых источниках Тот и Гермес – это одно божество. Говорили, что он преподал человечеству правила «эвритмии», то есть ритм пения — музыку и ритм движений — танцы. Гермес научил египтян искусству грации и гармоничным движениям корпуса.
Второе мнение связано с легендой о древнейшем царе Манеросе, сыне первого египетского царя, который «покорял сердца народов» не устрашением, а распространением цивилизации и счастья, путем вводимых им всюду знаний и изящных искусств — музыки и танцев. В легенде также упоминается, о девяти прекрасных девушках, которые сопровождали царя и были искусны в разных науках. Возможно именно эта легенда послужила прототипом девяти муз в Греции, приносивших счастье, радость и жизнь.
Был ли у египтян народный танец? К сожалению, подтвердить это наверняка невозможно. Только один подобный танец увековечен. Осталось целым изображение рабочих, возвращающихся после жатвЫ. Ударяя друг об друга две коротенькие палочки, рабочие представлены быстро скачущими, двигающимися вперед.
У египтян замечалось особое уважение к небесным светилам. Изобретатель «лиры» Гермес, в подражание временам года, соорудил этот инструмент с тремя струнами, имевшими символическое значение. Каждой из струн был присвоен различный тон: густой соответствовал зиме, резкий — лету, средний между ними — весне.
Из этого можно заключить, что в самом начале своем музыка и танцы в понятиях египтян были тесно взаимосвязаны с астрономией. Отсюда неудивительно, что особой известностью пользовался так называемый астрономический — астральный танец.
Новейшие исследования с большой натяжкой подтвердили мнение греческих ученых, описавших подробно этот танец, признанный древнейшим. Очевидно, что это тот самый танец, который позднее был перенесен Пифагором в Италию, а также исполнялся в Греции в мистериях Орфея, воспетых в одах греческого поэта Пиндара.
Египетский астрономический танец создан был для изображения движений различных небесных светил. Он был очень искусно составлен: в нем сказались наблюдательность и богатство фантазии египтян.
Описание этого танца можно найти в работах древнегреческого писателя Лукиана.
Итак, давайте представим, как выглядел астральный танец. Алтарь, который находился посредине круга, изображал солнце. Жрецы в ярких одеждах под гармоничные звуки музыкальных инструментов, плавно танцевали вокруг алтаря. Они кружились, изображая знаки Зодиака, двигаясь то с востока на запад, напоминая движение неба, то с запада на восток, подражая движению планет.
После этого исполнители останавливались в знак неподвижности земли. С помощью жестов и искусно комбинированных движений жрецы давали наглядное представление о существовавшей в то время планетной системе и о гармонии вечного движения. Не без основания Лукиан назвал этот танец божественным и вместе с Платоном восхвалял до небес это изобретение египтян.
Астрономический танец настолько оказался интересным, что многие балетмейстеры XVIII и XIX вв., такие как французские балетмейстеры Доберваль, Гардель и другие, давая полную свободу своей фантазии, воспроизводили его в своих хореографических произведениях. Исполнителями были, однако, не жрецы, а фантастически одетые танцовщицы, изображавшие звезды и планеты, которые вертелись и скакали вокруг жертвенника или же балерины, олицетворявшей солнце.
Особенной торжественностью отличался еще один весенний праздник, в честь бога Осириса, которому жертвовали быка Аписа, который считался также божеством.
В течении 40 дней быка откармливали на берегу Нила, а затем отвозили в Мемфис, где его встречал народ, танцуя под звуки множества инструментов. Быка приводили в храм Осириса, где продолжались танцы и разыгрывалось пантомимическое представление во славу побед божества. Многие специалисты считают, что это были древние балеты, на это указывали приемы в пластике жрецов и танцовщиц.
Веселье после храмов передавалось народу. Праздник выходил на улицы, где семь дней и ночей сопровождался танцами и процессиями простого народа.