Найти в Дзене

История отмены

Я расскажу историю, как кое-кого отменили и выгнали, а вы попробуйте догадаться, о чём речь, и когда было дело. Итак, представим себе некую площадку, платформу, где каждый желающий может себя показать. Площадка эта мощная, можно сказать, единственная в своём роде. Публикуешься там - тебя знают, не публикуешься - тебя как бы нет. Да только вот нюанс: у площадки есть "любимчики", которых продвигают. Есть также "неугодные", которых к площадке не допускают. Подчеркну, в манере, чуждой для платформы, а не для зрителей. В итоге те, кого выгнали с этой официальной площадки, основали свою, которая, ВНИМАНИЕ! стала более популярной, чем официальная. Очень современная история, не так ли? А рассказала я вам про⬇️ Салон отверженных Или выкинутых, или второсортных. А сегодня бы сказали - отменённых. Salon des refusés [салõ де рёфюзЕ] - "Салон отверженных" - выставка картин, проводимая в 1860-1870, параллельно с основной экспозицией Парижского салона (Le Salon). Как было дело: начиная с 1

Я расскажу историю, как кое-кого отменили и выгнали, а вы попробуйте догадаться, о чём речь, и когда было дело.

Итак, представим себе некую площадку, платформу, где каждый желающий может себя показать. Площадка эта мощная, можно сказать, единственная в своём роде. Публикуешься там - тебя знают, не публикуешься - тебя как бы нет.

Да только вот нюанс: у площадки есть "любимчики", которых продвигают. Есть также "неугодные", которых к площадке не допускают.

  • Продвигают за откаты; по блату; тех, кто послушно транслирует "ценности" платформы, т.е. работает на её раскрутку.

  • Гасят и недопускают тех, кто не имеет отношения к руководству этой площадки, пришёл извне, а также творит в своей манере, чуждой для платформы.

Подчеркну, в манере, чуждой для платформы, а не для зрителей.

В итоге те, кого выгнали с этой официальной площадки, основали свою, которая, ВНИМАНИЕ! стала более популярной, чем официальная.

Очень современная история, не так ли?

А рассказала я вам про⬇️

Салон отверженных

Дворец Индустрии, там проходили Le Salon и Salon des refusés
Дворец Индустрии, там проходили Le Salon и Salon des refusés

Или выкинутых, или второсортных. А сегодня бы сказали - отменённых.

Salon des refusés [салõ де рёфюзЕ] - "Салон отверженных" - выставка картин, проводимая в 1860-1870, параллельно с основной экспозицией Парижского салона (Le Salon).

Как было дело: начиная с 17-го века, Академия изящных искусств в Париже (Académie des Beaux-Arts) проводила выставку живописи и скульптуры, так называемый "Парижский салон" ("Le salon"). Это была по сути единственная выставка такого масштаба в Европе. Монополисты🤷‍♀️.

Получается, если художник хотел славы и денег, ему надо было кровь из носу выставляться в Салоне. Соцсетей тогда не было, таргетированной рекламы тоже. Как ещё продавать картины? Как ещё понравиться критикам?

А попадёт или не попадёт полотно на выставку, решало жюри. Никуда не денешься от человеческого фактора!

Не забываем, что выставка была организована Академией изящных искусств, в жюри были члены Академии.

Внимание, вопрос: кого данное жюри допускало до выставки?

Правильно, руководители мастерских одобряли своих учеников. Т.е. Академия художеств варилась в собственном соку. Извне попасть на выставку было невозможно. Если пишешь не так, как учат в Академии - проваливай. Вот тебе и свобода самовыражения.

Хотя новаторство всё же проскакивало. Делакруа, например, со своей "Свободой, ведущей народ" тому пример. Но он, конечно, изловчился, чтобы всем угодить⬇️.

В 1863 был большой скандал. Из 5000 работ, поданных на конкурс, жюри Салона отклонило 3000.

На раму этих полотен ставили печать R (refusé-отказано).

Кончилось всё тем, что тогдашний император Наполеон III, племянник Бонапарта и большой друг барона Османа, пришёл в Парижский салон.

Что он увидел:

  • бесконечные дрязги с жюри
  • 3000 выкинутых картин (император не видел большой разницы между принятыми полотнами и отверженными)
  • сотни недовольных художников

Что он решил: собрать ещё одну выставку из картин с пометкой R -"Салон отверженных". Почему бы зрителям не полюбоваться на альтернативные полотна? И все довольны. Гениально!

Это был грандиозный успех. Несмотря на то, что выставка "Salon des refusés" была организована через одно место (картины там висели...в алфавитном порядке. Разного размера, разная цветовая гамма, разные сюжеты, всё вперемешку. Голые тётки соседствовали с батальными сценами. Бардак, короче), так вот, несмотря на это, в день выставку посещали до 4000 зрителей.

Основная экспозиция Парижского салона, конечно, прикурила. Её в тот год посетило меньшее количество любопытных.

В Салоне Отверженных выставлялись Мане, Писсаро, Сезанн и другие гении. Этакий шанс изгоям.

Критики шутили, что на следующий год художники будут специально стремиться, чтобы их выгнали с Парижского салона. Отверженные оказались круче.

В следующей серии обсудим 2 картины Salon des refusés 1863 года: первая получила больше всего хороших отзывов, а вторая - хейта⬇️

Интересно про искусство ❓️ Есть любимый художник ❓️