Найти тему
Французский на лайте

Загадки "Свободы..."

Поговорим про картину "La Liberté guidant le peuple" [ля либертЕ гидАн лё пёпль] "Свобода, ведущая народ".

"Свобода, ведущая народ" Eugène Delacroix, 1830
"Свобода, ведущая народ" Eugène Delacroix, 1830

Непростая картина, полная смыслов, отсылок, загадок. Интереснейший шедевр, который написал Эжен Делакруа (Eugène Delacroix) в 1830 году.

Начнём с того, что многие думают, что эта картина написана по мотивам и впечатлениям от Великой французской Революции (1789-1799), La Révolution française. Но что-то поздновато через 30 лет, не находите?

На самом деле, "Свобода..." написана совсем по другому поводу. Это событие - "Trois glorieuses" [труА глорьЁз) - "3 славных дня", а именно 27, 28 и 29 июля 1830, когда в результате восстания свергли короля Карла X (Charles Х), наследника Бурбонов.

Тогда-то, слыша выстрелы в Париже, 32-летний художник Делакруа, который сам на баррикадах не был, напишет своему брату: "Si je n'ai pas vaincu pour la patrie, au moins peindrai-je pour elle..." - "Если даже я не сражался за Родину, как минимум, я буду для неё писать".

Критики сначала не очень хорошо приняли картину, потому что у Свободы (женская фигура посередине)... ни за что не догадаетесь, нет, дело не в обнажённой груди. Небритые подмышки! Такой лютый реализм был немыслим для той эпохи.

Небритые подмышки Свободы шокировали общественность
Небритые подмышки Свободы шокировали общественность

Тем более, что Свобода изображена как античная богиня: посмотрите на этот греческий профиль; на складки платья, напоминающие тунику Ники Самофракийской.

Свобода и Ника Самофракийская, богиня победы
Свобода и Ника Самофракийская, богиня победы

И даже тот факт, что она шагает босиком - тоже отсылка к древнегреческим богиням, которые изображались без обуви. Какие ещё волосатые подмышки!?

У зрителей возник вопрос: так ли патриотично Делакруа относится к перевороту? Поддерживает ли? Или всё же он желает показать, что революция - это всегда хаос и смерть? Взгляните хоть на трупы на переднем плане.

Свобода шагает по трупам
Свобода шагает по трупам

К тому же художника уж точно нельзя определить как выходца из 

народа, скорее, он был парижским денди, дружил с Шопеном и Жорж Санд, получил прекрасное образование, много путешествовал, в общем, не бедствовал. 

Эжен Дёлакруа, автопортрет
Эжен Дёлакруа, автопортрет

Так что же побудило его написать этот шедевр? 

Ответ прост: тщеславие.

 

Он взял актуальнейший сюжет, добавил для верности современные детали (например, новая модель ружья выпуска 1816 года в левой руке Свободы, да и вообще всё оружие на картине очень современное для той эпохи)

Такие детали, как оружие, добавляли полотну современности
Такие детали, как оружие, добавляли полотну современности

Или пацан справа (gamin [гамЕн]), которых по Парижу в то время носились толпы. Мальчишки-беспризорники первыми поддерживали всяческие заварухи, а конкретно этот пацан с картины стал прообразом Гавроша из "Отверженных" Гюго. 

Слева gamin с картины, справа актёр бродвейского мюзикла "Отверженные"
Слева gamin с картины, справа актёр бродвейского мюзикла "Отверженные"

И этот актуальный сюжет художник вписал в идеалистическую картину с греческой богиней в центре.

Добавим немного крови, узнаваемых деталей: берет рабочего (слева с саблей), цилиндр буржуа (слева с ружьём), блузу крестьянина (у ног Свободы).

Узнаваемые элементы одежды также сделали картину очень актуальной
Узнаваемые элементы одежды также сделали картину очень актуальной

Не забудем про триколор над... посмотрите на задний план. Над чем? Узнаёте?

За гаменом видны башни Нотр-Дама
За гаменом видны башни Нотр-Дама
А вот и триколор поближе
А вот и триколор поближе

Символ революции над главным французской церковью - Notre-Dame de Paris. 

Кстати, баррикады у Нотр-Дама художник выдумал. Такой ракурс, как на картине открывается с площади, а на площадях баррикады не возводят, ведь их задача - перегородить. Но чего не сделаешь ради яркого образа.

Побольше парадоксов, узнаваемости, кровавого романтизма - и voilà! Икона готова.

Дёлакруа писал эту картину целенаправленно к Парижскому салону 1831 года. Сама история подкинула ему роскошный сюжет. Он хотел шокировать и понравиться. Особенно понравиться новому королю-гражданину, Louis-Philippe I (Луи Филипп I), который пришёл к власти благодаря этой революции. 

Луи-Филипп I, "Король-гражданин"
Луи-Филипп I, "Король-гражданин"

Так и получилось. Публика с восторгом, шоком и недоумением приняла "Свободу...", государство приобрело её для тронного зала Люксембургского дворца, но, провисев несколько месяцев в музейной галерее дворца, картина была убрана из-за политической провокационности. Не хотелось королю каждый день смотреть на трупы на баррикадах.

Есть ещё ряд вопросиков:

1. Что у Свободы на голове?

2. Почему мужчина слева голый?

3. Почему Свобода с голой грудью?

Ответы в небольшом, но крайне познавательном видео.

А закончить позвольте размышлениями:

Бесспорно, "Свобода, ведущая народ" - сильнейшее эмоциональное произведение искусства, ставшее символом борьбы, свободы, равенства, братства и Франции, наравне с Марсельезой и Эйфелевой башней.

Я лично считаю, что для Эжена Дёлакруа всё же события 3-х славных дней значили больше, чем просто повод написать актуальный шедевр.

Да, он не был на баррикадах. Но душой был с народом.

А иначе как объяснить это?

Эжен Дёлакруа, автопортрет
Эжен Дёлакруа, автопортрет
Мужчина в цилиндре с картины. Никого не напоминает?
Мужчина в цилиндре с картины. Никого не напоминает?
А так?
А так?

И последнее. Откуда я всё это знаю? Я просто умею читать и слушать не только по-русски, но и по-французски. Учите французский, господа.

#французский язык #искусство #революция #загадки истории