Давным-давно в прошлой жизни, в далёком 2019, я в Париже снимала une chambre de bonne [юн шамбр дё бон] - "комнату бонны" (горничной).
Это очень маленькое помещение (в моём случае 9м², под самой крышей). Зато расположено оно почти на Елисейских полях, в одном из знаменитых immeubles haussmanniens [имЁбль османьЕн] - османовском доме.
Во второй половине XIX века барон Haussmann [осмАн] снёс старый Париж и выстроил новый: удобные для жизни дома одного стиля и цвета, открывающие городскую перспективу.
Фасады, обязательно из камня (en pierre de taille [ан пьЕр дё тАй]), одной и той же высоты на протяжении всей улицы, не выше 18м, не более 7 этажей. Парижане должны видеть Париж и небо!
Кстати, то, что мы называем "первый этаж", французы зовут: "rez-de-chaussée" [ре дё шосЕ] (то, что стоит на шоссе - не считается этажом), так что по-французски в османовских домах максимум 6 этажей.
Какой он из себя, типичный османовский дом?
В rez-de-chaussée (первый этаж), с высокими потолками до 3.30м, традиционно располагаются бутики. Следующий полу-этажик, уже с потолками пониже, где были бюро и сидели консьержи, называется...
Entresol [антресОль], дословно "между этажами".
Выше следует самый дорогой и респектабельный (опять потолки до 3.30м), deuxième étage [дёзьЕм этАж], он же l'étage noble [летАж нОбль] - "благородный этаж".
Здесь по всему периметру здания идёт le balcon filant [лё балькОн филЯн] - "протяжённый, опоясывающий балкон" без перегородок. Такой же балкон есть и на шестом этаже (по-французски пятом, cinquième étage [сенкьЕм этАж]).
Вообще, чем выше был этаж, тем дешевле стоили квартиры. Почему?
Потому что лифт для гражданского пользования (l'ascenseur civil [лясансЁр сивиль]) вошёл в обиход лишь в самом конце 19-го века, когда дома уже были построены. Негоже благородным господам сбивать ножки, поднимаясь по лестницам!
Зато, и это было ультра-современно для той эпохи, в каждой квартире был водопровод - l’eau courante [лё курАнт], канализация - le tout-à-l’égout [лё тут а легУ] и огромные окна les grandes fenêtres [ле гранд фнЕтр], что делало квартиры чистыми, светлыми и свежими.
Au sixième étage [о сизьЕм этАж] - на шестом этаже, по-нашему на седьмом, под самой крышей, расположены крошечные комнатки для прислуги. Эти помещения также арендовали бедные студенты. Чтобы попасть туда, надо пользоваться отдельной лестницей (прислуга не ходила через парадный вход).
В здании, где я снимала une chambre de bonne (комнатку прислуги), был лифт. Система такая: доезжаешь на лифте до пятого этажа, а потом ножками топаешь на шестой. С чемоданом - незабываемые ощущения!
Удивительно, как французы умело распоряжаются карликовым пространством. В 9м² было всё: душевая кабина, оборудованная кухня, кровать, гардероб. Туалет, правда, традиционно на этаже.
Но вид из окна в парижский дворик и Les Champs-Élysées [ле шАмзелизЕ] - Елисейские поля в 1 минуте пешком, окупают клаустрофобию с лихвой.
Центр Парижа великолепен, барон Осман, конечно, постарался. Но эти дома были недоступны для более бедных слоёв населения, что породило феномен преступного мира "Апаши". Про это подробнее здесь.
У медали всегда две стороны. #париж #французский язык
франция