Перед полотнами Ротко плачут, смеются и испытывают тревогу. Они прекрасно иллюстрируют главную цель современного искусства — вызвать яркие эмоции.
Маркус Роткович родился 25 сентября 1903 года в городе Двинске Российской империи. В 1913 году начинаются погромы, и как многие еврейские семьи, они эмигрируют в Америку.
В США Марк учился на инженера в Йельском университете, однако бросает учебу и переезжает в Нью Йорк. Именно здесь он попадает на урок рисования в школе искусств, и решает стать художником. На него оказывает сильное влияние учитель Макс Вебер, который передал идею, что искусство — это инструмент эмоционального и религиозного самовыражения.
Долгий путь к индивидуальному стилю
Как и все модернисты, Ротко проходит путь через фигуративные стили европейского модернизма. В серии ранних работ, посвященных метро Нью Йорка, уже ощущается работа с пространством, фигуры людей трансформированы, обездвижены, они похожи на скульптуры.
Влияние античного искусства всегда будет ощущаться в работах Ротко, который уже тогда вдохновлялся знаменитыми красными фресками Помпеи (а позже увидел их вживую).
Затем Ротко увлекается сюрреализмом, в котором ищет новые способы передать обобщенные образы. Наконец люди и предметы полностью исчезают с его полотен, превращаясь в знаки и мультиформы. Эти работы были отмечены арт-критиками.
Живопись цветового поля
Художник одержим идеей опустошить сюжет, создать универсальные, понятные абсолютно всем идеи. Здесь важно отметить, что какое-то время Марк Ротко преподавал живопись детям, и это дало ему подсказку. Когда ребенок впервые рисует, ему интереснее опробовать цвет, а не линию, как только появляется четкий рисунок, цвет закрывается в ограниченную форму. Так постепенно он пришел к Фрески Помпеи цветовому полю — огромным полотнам, в которые зритель окунается с головой.
Квинтэссенция живописи
Художники абстракционисты 40-50 годов ХХ века стали последней яркой точкой в современном живописи. В ней больше нет декорации, формы, идеи — только чистые эмоции. Ротко создает картины не ради идей, он стремится наполнить смыслом сам опыт пребывания перед картиной. Это мистический, даже религиозный экспириенс. Живопись вне формы для Ротко ответ на трагические события мира, на холокост и войну.
Капелла Ротко в Хьюстоне
Ротко пишет картины как откровения, высвобождает цвет, мыслит огромными пространствами. Он талантлив и уже достаточно знаменит, поэтому ему предлагают масштабные проекты, но реализуется только один.
В 1964 году Марку Ротко предложили сделать росписи для капеллы при католическом Университете Святого Фомы в Хьюстоне. Его заказчиками были коллекционеры и меценаты Джон и Доминик де Менил.
Четырнадцать остановок крестного пути Ротко представил в виде очень темных, почти монохромных полотен. Однако, чем больше всматриваешься, тем больше различаются цвета в этой глубине. Его фрески стали основой не только помещения, но тотальным произведением искусства, он участвовал в проектировании самого здания, и продумал ландшафт церкви. Поэтому никакие репродукции не способны передать полноту ощущений присутствия в капелле.
Это удивительное место так и не стало католической церковью — во время открытия было решено сделать капеллу вне единого религиозного течения, и часовня до сих пор является местом паломничества всех конфессий мира. Здесь проходят лекции, музыкальные концерты, буддийские медитации. Полагаю, Марк Ротко так и задумывал свои полотна — чтобы они оказывали мистическое воздействие вне парадигм и готовых моделей, через чистый опыт.
Автор: Романова Анастасия