Представляю вашему вниманию необычный компактный городской велосипед, изготовленный французской компанией Stella в 1966 году. Модель называется Poketby и ее производство началось в 1964 году. Велосипед оснащен трехскоростной планетарной втулкой Sturmey Archer. Размер шин 350 x 42А. Велосипед имеет паяно-сварную раму, длинный подседельный штырь с возможностью быстрой его регулировки, а также складной руль. Несложные и быстрые манипуляции с рулем и седлом позволяют в считанные секунды уменьшить габариты велосипеда вдвое. Машина имеет полный комплект электрооборудования, состоящий из фары, генератора и заднего фонаря. Также он оснащен боковой подставкой и мощным багажником. Велосипед весит около 12 кг. Большинство компонентов, отлитых их алюминиевого сплава, поставлялись фирмой CLB (Charles Lozier Bourgoin) из города St. Chamond.
Компания Stella была основана в городе Нант в 1912 году инженером и предпринимателем Пьером Фонтено (Pierre Fonteneau). В 1919 году Фонтено дал название фирме в честь своей матери. Небольшая фабрика занималась производством высококачественных велосипедов различного назначения. В 1934 году к управлению компанией присоединился сын владельца, также Пьер. С 1948 по 1954 год Фонтено содержали собственную профессиональную велокоманду из 12 гонщиков. Всемирной славы эта команда достигла благодаря знаменитому гонщику Луизону Бобе (Louison Bobet), выигравшему на велосипеде Stella фирменного оранжевого цвета свои первые два Тур-де-Франс в 1953 и 1954 годах и завоевавшему титул Чемпиона Мира в 1954-м. В команде были и другие сильные спортсмены, выигрывавшие сложнейшие гонки Франции благодаря своей подготовке и командному духу. В копилке команды Stella две победы в командном Гран-При в 1948 и 1949 годах, победы в "Тур де Л'Уэст" и "Париж-Рубе" в 1949 году, "Париж-тур", чемпионате Франции 1950 года, чемпионате Франции и Национальном Критериуме в 1951-м.
Вдохновленный победами велокоманды, Пьер Фонтено решает расширить производство велосипедов и продавать их за пределами Франции - в Индокитае, Алжире и Соединенных Штатах. Однако, в 1954-м команда распалась – Луизона Бобе переманила компания Mercier, и Фонтено закрыл команду. С расширением производства дело также не заладилось – реалии индустриальной эпохи декларировали привлечение средств со стороны, строительство производственного комплекса в промзоне, внедрение поточных линий, а Фонтено хотели по-прежнему строить высококачественные рамы при помощи нескольких квалифицированных мастеров, занимая собственное небольшое здание в жилом квартале Нанта. Они были первоклассными механиками, изобретателями и настоящими энтузиастами, но у них не было ни бухгалтерского, ни юридического образования, нужных для руководства крупным производством со своей системой сбыта. В лучшие годы фирма производила около 1000 велосипедов в год, используя собственные рамы и вилки и комплектующие других производителей.
В начале 1960-х младший Фонтено придумал компактный велосипед с колесами небольшого диаметра, седлом на длинном штыре и складным рулем. «Карманный велосипед» помещался в чемодане и адресовался жителям городов. Выпускались односкоростная и трехскоростные версии. Были представлены также детская и подростковая модели и даже столь же компактный мотовелосипед Poketmo с мотором Sachs в 1,3 л. с. В каталогах предлагались различные аксессуары – сумка для переноски и хранения велосипеда, багажная емкость для укрепления ее на руле, а также подставка, позволяющая преобразовать велосипед с домашний тренажер.
В 1975-м произошел пожар, из-за чего дела фирмы пошли на спад, а конце 1970-х годов семейная компания, просуществовавшая полвека, прекратила свое существование.
Здесь можно посмотреть обзоры необычных велосипедов французского производства из коллекции Веломузея: