«Бренное положением в современном мире искусство навязывания авторского мнения»; «не желаемое всеми чтение увлекательных приключенческих сюжетов или хотя бы тоненького справочника по бесполезным философствованиям прошлого, а принудительное изучение свалившегося на голову многотомного издания о разновидностях, классификациях и формах человеческих страданий», - вот что выкрикивает сознание большинства школьников, скажи им только «русская классическая литература».
Конечно, подобные шаблонные и избитые суждения и от взрослых людей порой слышать приходится, но создателя этой статьи волнует главным образом собственное поколение и его взаимоотношения с классикой. А они складываются предельно натянутыми и неприязненными. Думаю, не я одна наблюдаю, как сверстники толпой
(непосредственно перед уроком литературы) суетливо слушают кого-то, кто прочитал краткое содержание произведения и с азартом пересказывает сюжет ломаным языком с мириадами повторений слов «типа», «короче» и т. д. Известное дело, что такое изложение содержит фактические ошибки, а в итоге оборачивается чем-то вроде игры в глухой телефон: в памяти отвечающего на уроке запечатлевается искаженная последовательность действий, целостную картину воспроизвести не удается. При таком раскладе понять, самостоятельно анализировать художественный текст – непосильная задача. Однако редко кто считает это проблемой.
В особую опалу попадает именно русское классическое словесное искусство, как образцовый пример «скучной, досаждающей литературы», из которой в большинстве своем состоит школьная программа. К зарубежным и современным произведениям, благо, относятся с пониманием или даже неподдельным интересом, что уже замечательно. Я не собираюсь писать лекцию о роли русских классических произведений в культуре, языке, формировании эстетического чувства человека – всё это неоспоримо и положительно не нуждается в многочисленных повторениях. К тому же, обыкновенно, такие одинаково восторженные речи, пересыпаясь штампами из одного сочинения в другое, отталкивают от школьников стремление разглядеть что-то глубже всегда готового «солнца русской поэзии». Литература – мощнейший и непрерывный творческо-исторический процесс, определённо не требующий лишнего напоминания о себе, ещё и в пафосной с виду, бесчувственной и монотонно вызубренной в душе форме. Просто мне, как человеку, который всегда находит в русской классике, то, в чём нуждается, и старается отвечать ей той же бескорыстной любовью, а в литературоведении и дисциплинах с ним связанных видит ещё малоизученные, как никогда доминирующие по степени необходимости в нынешнем мире науки, - мне досадно осознавать, что диалог моих сверстников с книгами – исключительно вынужденная формальность, сформировавшаяся и крепко укрепившаяся из-за неверного, одностороннего восприятия художественного текста и стереотипных мнений о его природе. После не ласкающего терпение читателя вступления я, наконец, оглашу цель этой статьи. Суть её - намерение поделиться пусть и небольшим читательским опытом, рассказать, как русское классическое словесное искусство сделать для себя понятным, не столь обременительным и постепенно завладевающим Вашим интересом. Перед этим оговорка: всё, написанное в статье, лишь только рекомендации школьницы школьникам – ничего более. Ни научного контекста, ни не раскрытых дотоле истин. Однако клишированных советов, таких как «представлять действо и образы в голове» или «учить литературу по мемам в Интернете» (да, и такое встречается) здесь Вы не увидите.
Итак, обусловимся, что под рукой у Вас классическое произведение эпического, драматического или лиро-эпического рода ( с лирикой случай ещё более деликатный, требующий отдельной статьи), а в запасе сполна времени для его детального, всеохватывающего изучения.
- Исследуйте критическую литературу
Читайте как можно больше рецензий и критических статей. Рассматривать их надлежит и до изучения классического произведения, и после. Важно возвращаться к одной и той же оценке литературоведа-критика на разных этапах работы с художественным текстом, уметь проводить параллели с собственно авторской позицией и с взглядами других рецензоров; на основании всего этого учиться ориентироваться в литературном пространстве, самостоятельно рассуждать о его материи и явлениях, происходящих в данных пределах, а не воспроизводить по памяти чужие, далёкие Вам эмоции и мысли. С помощью критической литературы Вы прекратите видеть в любом классическом писателе или поэте неприступный исторический монумент, с коем соглашаться во всём есть непреложное обязательство, а откроете в нём самого близкого, живого собеседника и учителя, что ведёт с Вами презанимательную дискуссию. Профессиональные критические отзывы будут посредниками и одновременно зачинщиками этого разговора. Благодаря им для Вас станут прозрачны сильные и слабые стороны литературного творения, иссякнет мнение о непоколебимом, а потому кажущемся пресным, истёртым до невозможности идеале. Следует понимать, что, не желая замечать изъяны и неоднозначные моменты произведения, Вы навсегда упускаете его гениальнейшие достоинства.
Наверняка любой школьник удивится, если, изучив несколько рецензий на заданный по программе роман, найдёт в них как обоснованные, научные указания на недостатки работы (или даже абсолютное несогласие с фокусом авторского зрения), так и бессметное число упущенных параграфами учебника особенных ценностей, преимуществ писательского оригинального стиля, легион уникальных, смелых, но доказательных теорий, концепций. Развивать в себе способность такого анализа безмерно интересно. Несмотря на это, по какой-то причине школьники забывают, что всецело инсценировать мышление, подстраиваться под чувства классиков неразумно и, кроме того, невозможно. При интерпретации произведения требуется наблюдательный взор под призмой не только эпохи автора, но и своего времени со всей характерной ему спецификой. Нужен лишь баланс. Вы обязаны понимать, правдиво и грамотно излагать позицию автора, объяснять причинное её возникновение; быть же солидарными с принципами писателя или нет - вопрос, решение которого являют только личные убеждения. Так что при условии, что вы чётко знаете точку зрения создателя художественного текста, в большинстве случаев (более или менее свободных в плане критерий заданиях) можете опровергать её, конечно же, ясно аргументируя и доказывая своё оппозиционное мнение.
2. Изучайте историю
Это одно из самых важных требований, когда речь идёт о понимании классической литературы, которым, впрочем, многие так или иначе пренебрегают. А ведь крайне затруднительно осознать пафос гражданской лирики поэтов Золотого века, если не знать в мельчайших подробностях события 1812 года, ознаменовавшиеся резким взлётом патриотического настроя, если упустить из поля зрения происшествия 1825 года и не догадываться о глобальном влиянии их на целые поколения дворянского общества. Невозможно прочувствовать тревогу и страх, парящий в творчестве поэтов Серебряного века, пред этим не изучив ни Первую мировую войну, ни Октябрьскую революцию, ни известные случаи многочисленных ленинских и сталинских репрессий. Нельзя не знать, чем дышит эпоха, кто наступает ей на горло, что царит в коридорах переломных десятилетий.
Но, говоря о классической русской литературе, мы всё-таки подразумеваем век балов, дуэлей, карточных игр и Царскосельского лицея. Узнать 19 век - не значит выучить все даты и периоды властвования правителей, а понять психологию эпохи, мировосприятие и жизненный уклад людей, которых она породила и воспитала. В познании культурологии в особенности помогла мне работа Юрия Михайловича Лотмана «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII век - начало XIX века)».
Хочу сделать акцент на Табели о рангах. Без чинов и званий в век особой одержимости ими однозначно никуда, а при анализе литературных классических образов, к сожалению, немногие обращают на это внимание. Чуть ли не все герои реалистической прозы 19 века - это чиновники, занимающие радикальным образом различные места в общественной системе, а потому противоборствующие друг другу или всему служебному аппарату. Чтобы рассмотреть наглядно, какую ступень на дворянской должностной лестнице занимали: Алексей Молчалин А. С. Грибоедова ( коллежский асессор), Самсон Вырин А. С. Пушкина (коллежский регистратор), Акакий Башмачкин и Аксентий Поприщин Н. В. Гоголя (титулярные советники), Григория Печорина М. Ю. Лермонтова (прапорщик) и другие литературные персонажи (не менее любопытно знать чины самих авторов), - предлагаю пользоваться данной таблицей и во время чтения классического русского произведения держать её неподалёку:
3. Не забывайте про биографии
Писатели и поэты - это не их инициалы и года жизни, напечатанные в верхнем углу страницы учебника по литературе! Будучи небезразличны к личности автора, Вы неожиданно для себя очутитесь ближе к объяснению и подобранных им проблем для оглашения в художественном тексте, и выбора тех или иных образов, и общего положения интересующей Вас фигуры в литературном кругу. Не помешает также знать, в какой обстановке и при каких событиях написано анализируемое Вами произведение, каково было восприятие литератором коснувшихся его исторических варьирований. Вариант «прочитать единожды - закрыть - помнить от силы пару дней» едва ли облегчит задачу. На мой взгляд, ведение конспектов - наиболее удобный и практичный способ.
4. Больше, чем школьная программа
Школьная программа по литературе (имеется в виду количество произведений, рассчитанных на изучение в течение учебного года) составляется, разумеется, для учеников со средними читательскими потребностями. Но ошибочно думать, что находящееся между начальным и конечным форзацами учебника - предел обязательного и необходимого. По правде говоря, я совершенно не допускаю мысль о том, что кому-то по силам познать творчество классического писателя, пробегая глазами одну-две его работы за учебный год. На самом деле, предпочтительнее даже сперва ознакомиться с несколькими произведениями автора по своему выбору, а уже после, уверенно стоя на запасённом фундаменте знаний о стиле, манере письма, языке литератора, браться за программный художественный текст. В большей мере это существенно, когда предстоит анализ отдельного произведения, входящего в цикл. Например, «Петербургские повести» Гоголя, из которых выделяют, как правило, одну «Шинель»; «Повести Белкина» Пушкина, где схожая история с «Станционным смотрителем». Список можно продолжить «Записками охотника» Тургенева, «Маленькой трилогией» Чехова.
Как итог, Вы не ощутите той идеи, что закладывал писатель в своё творение, не собрав воедино смысловые составляющие всего цикла.
5. Смотрите фильмы, снятые по классическим произведениям
Очевидно, что просмотр фильма не заменит прочтение книги (как и ровно обратный процесс), но прекрасно дополнит её и дорисует пустые, незатронутые воображением проекции художественных образов со страниц произведения в Вашу память.
6. Краткий пересказ
И нет, речь не о кратком содержании, взятом с первого литературного сайта для школьников и сплошь бессознательно вытверженном за несколько минут до урока. Постарайтесь полюбить такое занятие, как самостоятельное составление пересказа сюжета. Эта работа, выполненная с удовольствием и воодушевлением, избавит Вас от исковерканной передачи напрочь излишних деталей, надолго отпечатает в голове нужные сведения, проявит Ваше персональное виденье в распределении элементов действия по уровням значимости в общей композиционной схеме.
7. Работа с текстом: заметки на полях, выделение цитат, схемы
Расположение ручки или карандаша в непосредственной и верной близости - первейшая необходимость для меня во время работы с текстом художественного произведения. Её вполне можно разделить на несколько видов, размеренно приближая свой взгляд от дальнего фокуса к мелким звеньям содержимого произведения.
- Схемы и вспомогательные рисунки. (Например, я предпочитаю рисовать схемы, отображающие изменения в психологическом состоянии основных героев на всех этапах развития конфликта).
- Выписывание нумераций и названий глав (явлений, частей). (Помогает наглядно увидеть структуру произведения, по именованиям глав воспроизвести облик сюжета).
- Выделение конкретных цитат описательного характера или просто тех, что пригодятся для сочинений. (Я также люблю на форзацах книг, которые изучаются нами по программе, выписывать цитаты из статей литературоведов и критиков, чтобы потом добавлять их и в домашние, и в классные сочинения).
- Подчёркивание необычных авторских синтаксических конструкций и построений, средств языковой выразительности с целью подробного их рассмотрения.
- Заметки на полях (поясняющие, дополняющие, комментирующие, акцентирующие)
- Поиск значений незнакомых слов. ( Далее либо добавление их в свой учебный словарик, либо выделение и объяснение прямо в тексте).
Вывод: копировать или мыслить глубже?
Как по мне, литературные сайты для школьников с краткими анализами, вырезки из которых каждодневно разбегаются по сочинениям, заметно не учат собственно анализу. Стандартно-однообразные рассуждения, часто вперемешку с ошибками, не выражают и трети увлекательности литературной сферы. Написанное на этих сайтах будет небесполезным при потребности в спешном повторе когда-то тщательно изученного, но решающую роль сыграет то, сколько раз, видя высказывания наподобие: «Швабрин - предатель и трус», или «Простакова - злонравная и властная помещица», или «Онегин и Печорин - "лишние люди" », - Вы под влиянием личного желания зададитесь вопросом почему?
Развивать профессиональную методику анализа, собственную чуткость и наблюдательность нужно посредством погружения в труды учёных-филологов. Несхематичное, нешаблонное мышление не побуждает к размножению одной и той же идеи, по-разному сформулированной, а пробуждает в человеке устремление за такими же оригинальными продуктами сознания. Понять и полюбить литературу, особенно классическую, - вырвать себя из самых страшных своей узостью и теснотой тёмных уголков плоского, одноликого взгляда на словесное искусство.