Моя любовь к древностям хорошо известна всем постоянным читателям канала, так что во время февральских каникул в Армении решено было Ереван использовать преимущественно как место ночлега и базу, а все силы бросить на осмотр достопримечательностей, построенных гораздо раньше. Первым номером, конечно, был Эчмиадзин — древняя столица Армении, основанная ещё в начале II века. Сегодня Эчмиадзин (его ещё называют Вагаршапат) считается духовным центром страны, там находится резиденция католикоса, главы Армянской апостольской церкви. Если быть точной, то находится она в Эчмиадзинском монастыре, и именно он притягивает туристов. Не зря.
К сожалению, сам кафедральный собор сейчас на реставрации, и реставрировать его обещают ещё долго, так что внутрь попасть не получилось. Обидно.:( И, конечно, общая обстановка вокруг несколько хаотична: где-то стройка, где-то перекрытия, где-то мешки с песком... Впрочем, если извернуться и найти хороший ракурс, всё равно можно сделать удачные фото. Ради осмотра фресок, значит, придётся вернуться в следующий раз, ну а пока мы удовлетворились сокровищницей.
Сокровищница находится на территории резиденции католикоса, поэтому запускают туда только в составе экскурсий в специально отведённое для этого время. Прежде чем войти в музей, нужно пройти через небольшой живописный садик, причём сопровождающий строго предупреждает: мол, никаких фотографий, никаких съемок, вы на территории резиденции! Ну ладно. По ассоциации сразу вспомнила Ватикан с его садами, хотя там-то как раз фотографировать можно (но ходить по садам без экскурсии тоже нельзя). Кстати, самое время вспомнить, что я писала про сады Ватикана.:)
Одной из целей моей поездки в Армении было собрать, так сказать, полную коллекцию — я говорю про Копьё Судьбы, оно же Копьё Лонгина. Если кто не в курсе, вкратце объясняю: сегодня в мире существует четыре копья, претендующих на роковую роль в истории христианства — и они хранятся в Вене (в сокровищнице Хофбурга), в Ватикане, в Кракове в кафедральном соборе и вот в Эчмиадзине. Предыдущие три версии я уже видела, ну и вот теперь могу с гордостью говорить, что изучила все четыре возможных варианта. Причём в Эчмиадзине говорят (ещё бы!), что именно армянское копьё признано наиболее правдоподобным — мол, анализ железа показал, что оно и вправду сделано в I веке нашей эры. Что ж, поверим. Хотя должна сказать, что армянское копьё выглядит скорее как ритуальный инструмент, а не оружие (а ведь Лонгин вроде пользовался им по прямому назначению). Впрочем, кто ж разберёт две тысячи лет спустя?..
Кстати, в Армении с Копьём Судьбы тоже не всё так просто: в Эчмиадзин его переместили только пару столетий назад, а до этого оно хранилось в горном монастыре Гегард (название переводится как "копьё"). И на главной двери на входе в собор монастыря до сих пор изображено копьё. Ну, про Гегард я обязательно расскажу отдельно — чуть позже.:)
Это не единственный древний артефакт в сокровищнице Эчмиадзина; ещё там хранится, например. деревянный фрагмент Ноева Ковчега (который, если верить легенде, спустили с горы Арарат). Кстати, там же, на склоне Арарата, Ной высадил первую в мире виноградную лозу, так что Армения считается ещё и родиной виноделия. Правда, от этого фрагмента отломан кусочек — его решили подарить Екатерине Великой в XVIII веке. Или вот шикарный ковёр индийской работы с изображением мучений святого Григория Просветителя (очень красочных и правдоподобных, должна сказать!).
***
Неподалёку от Эчмиадзина находятся два храма, освящённые в честь дев, которые проповедовали в Армении христианство — Гаянэ и Рипсимэ. Согласно легенде, они бежали из Римской империи от преследований императора Диоклетиана, и голос свыше велел им направляться в Армению. Вообще дев было гораздо больше (точнее, 40), но более всего в истории Армении известны именно эти две.
Рипсимэ, как и большинство из них, была молодой и очень красивой девушкой, а Гаянэ — взрослой женщиной и старшей подругой. В Армении, правда, у них всё сложилось относительно паршиво: в конце концов девушек-проповедниц убили (заурядная ситуация для первых веков христианства, увы). Дело в том, что император Диоклетиан положил глаз на Рипсимэ и жаждал на ней жениться – ну а она хотела оставаться Невестой Христовой. Узнав о том, что девы двинулись в Армению, Диоклетиан написал царю Трдату с просьбой поймать и вернуть – но Трдат и сам оценил красоту девушки и тоже возжелал жениться. Ну, ответ был тот же, как нетрудно догадаться.:( Следуя принципу "Не доставайся ж ты никому!" царь приказал строптивую красавицу убить, а заодно вместе с ней и Гаянэ (и всех прочих дев-христианок).
На местах их захоронений позднее (в VII веке) построили храмы, которые почти что чудом уцелели во время армянских землетрясений. Храмы Рипсимэ и Гаянэ — неподалеку друг от друга, и в обоих хранятся саркофаги с мощами святых. Сами храмы очень лаконичные, внутри нет лишних украшений. Только камень (и очень красивые резные двери). До сих пор эти храмы очень популярны в Армении, крестить там ребёнка или венчаться считается хорошим знаком (мы, кстати, застали подготовку к свадьбе во дворе храма святой Гаяне).
Храмы похожи друг на друга внутри и снаружи, хотя различия, конечно, есть: вот храм Гаяне (фото внизу) куда более приземистый, устойчивый. Архитектура слегка напомнила мне Грузию: немудрено, если учесть, что святая Нина была единственной из 40 дев-христианок, кто выжила и отправилась проповедовать дальше, в Грузию. Ну, в Тбилиси я была почти 7 лет назад, а в Армении — ни разу до этого момента, так что мне такая архитектура была в новинку. Отличная смена картинки!
***
В том же направлении – налево от Еревана, недалеко от аэропорта, – есть ещё один древний храм, но от него, увы, сегодня остались одни руины. Я говорю про Звартноц, разрушенный во время землетрясения. Это история давным-давно минувших дней: храм построили в середине VII века, а уже в Х веке он развалился — не выдержали опоры, архитектура ещё не была доведена до совершенства. Этот храм можно назвать плодом армяно-византийской дружбы: на церемонии освящения храма присутствовал византийский император Констант II, и вообще сооружение (точнее, его руины) очень напоминают что-то греко-римское.
Конечно, вся фишка в колоннах — если смотреть на них просто так, не зная, что к чему, поневоле вспомнишь Акрополь (тем более, что в окрестностях Еревана есть языческий храм Гарни в таком стиле). Но здесь, конечно, совсем другая история, и эти колонны когда-то держали арки и своды раннего христианского храма.
Руины нашли относительно недавно, только в 1901-1907 годах, так что за всё, что сегодня видят туристы, можно и нужно поблагодарить реставраторов. На территории археологического парка работает небольшой музей, где можно посмотреть на мелкие находки (всё как мы любим!), например, на каменные барельефы с изображением барашков и виноградных лоз, которые украшали стены храма. Есть там и макет: когда-то Звартноц представлял собой высокий (почти 50 метров) трехъярусный круглый храм — увы, из-за этого он и рухнул, просто не выдержал собственного веса.
Здание когда-то было величественным (да ещё каким!), а вот руины сегодня смотрятся удивительно компактными: нам хватило 30-40 минут, чтобы там погулять. Музей тоже небольшой — всего лишь пара залов. Но место впечатляющее, и я даже рада, что мы попали туда именно на закате: свет-то какой, свет!
Понравился рассказ? Бывали в этих местах? Делитесь впечатлениями и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: