В моём недавнем тексте о том, зачем, вообще нам нужны поездки в Европу, один из постоянных читателей оставил интересный комментарий: мол, если говорить об античном наследии, то в Турции следов древней Греции сохранилось больше, чем в самой Греции. Как могло так получиться, конечно, легко понять и объяснить — мы знаем, кому принадлежала территория Турции в древности и как она развивалась... ну и к чему это привело? Поскольку для своего полноценного экскурсионно-морского отпуска в этом году я выбрала Анталью (банально, но не для меня: я тут раньше не была), я решила проверить этот тезис на себе — и ударить, так сказать, по мозгу хорошей дозой античного наследия. Соскучилась я по нему...
Для начала — краткая историческая справка: а откуда вообще в Турции могла бы взяться античность? Дело в том, что территория средиземноморского побережья, любимая наша курортная зона, когда-то называлась Памфилией. Далее — цитирую:
Памфи́лия — прибрежная область в южной части Малой Азии, между Киликией и Ликией. В глубокой древности была заселена выходцами из Греции, которые смешались с местным населением. С VI века до н.э. Памфилия входила в состав персидского царства Ахеменидов, во второй половине IV века до н.э. завоёвана Александром Македонским. В III—II веках до н. э. входила в состав государств Птолемеев, Селевкидов, Пергама, и вместе с ними вошла в состав Римской республики после 133 года до нашей эры.
Предыстория стала понятна, да? Ну а теперь разберёмся с историей — что там сохранилось, на что можно обратить внимание, куда съездить?
Анталья
В старом городе Антальи античное прошлое представлено воротами Адриана и неплохо сохранившейся римской стеной. Однако это — лишь аперитив. По-настоящему первым аккордом моей программы стал археологический музей Антальи — и аккордом очень мощным!:) Серьёзно, потрясающие впечатления: как ни пошло звучит, музей превзошёл всё ожидания. Большую часть его экспозиции составляют чудесно сохранившиеся статуи, найденные при раскопках античного города Перге. Большинство статуй датировано I-II веками нашей эры — это уже римский период истории города: здесь и статуи богов и героев, и изображения императоров и видных деятелей Перге. Например, была там прекрасная женщина по имени Планция Магна — да её надо всем феминисткам в пример приводить! И жрицей была, и денег на строительство храма пожертвовала, и в общественной жизни активно участвовала...
Кроме статуй, есть ещё и древнеримские саркофаги. Есть немного византийских мозаик, есть монеты... Экспонатов много — точнее, очень много. И, пожалуй, впечатляет даже сильнее, чем музей найденных на Акрополе экспонатов в Афинах — хотя там, конечно, кариатиды и многое другое интересное, но... наверное, секрет в масштабах.
Поскольку я девочка, выросшая в залах музея изящных искусств на Волхонке, могу сказать так: как будто заходишь в греческий дворик... только умноженный в три, четыре или пять раз. И всё это, в отличие от музея на Волхонке, — подлинники.
В общем, думала, что музей будет для разминки, а оказалось шикарно! Удивлена, на самом деле, почему эту потрясающую коллекцию не утащил для себя Лувр, Британский музей или хотя бы археологический музей Стамбула... ну и хорошо, что не утащили! Пусть в Анталье будет такая жемчужина.:)
Перге
Следующим номером нашей программы — античный город Перге. Находится примерно в 20 км от центра Анталии (считается отдалённым районом города), доехать можно на скоростном трамвае. В истории Перге остался благодаря тому, что именно туда сбежали в своё время троянцы после войны — и построили город вдали от моря, чтобы минимизировать риски набегов. Потом в город пришёл Александр Македонский, а потом — римляне. Перге всерьёз претендовал на звание главного города Памфилии, соревнуясь в этом звании с Сиде, о котором я скажу позднее. Ну а сегодня там — полноценный археологический парк, похожий, например, на Помпеи или на Остия-Антика в пригороде Рима.
Археологические работы, кстати, продолжаются до сих пор, так что техника здесь — неотъемлемая часть пейзажа.:)
Отлично сохранилась агора (торговая площадь) — множество колонн и небольшие помещения рядом с ними, а также главные городские ворота. Если гулять там сразу же после посещения археологического музея (а я была на следующий день), то очень легко визуализировать и представлять себе, как те статуи дополняли эти улицы и площади. Там же римские термы (немаленькие!) и огромный стадион.
Амфитеатр находится чуть поодаль — нужно перейти дорогу и ещё раз показать билетики. Примечательна, конечно, не сама полукруглая арена, таких много по всему Средиземноморью, а сохранившиеся детали её оформления. Хотя... ладно, лукавлю: само полукружие тоже впечатляющее! Ходи, спускайся, поднимайся, сравнивай вид сверху и снизу...
Аспендос
Третий объект — Аспендос: порядка 40 км от Антальи, туда мы ехали на машине (не знаю, есть ли общественный транспорт). Этот город, как и Перге, был основан после Троянской войны, переходил от эллинов к римлянам... ну, всё как положено. Его жемчужиной принято считать отлично сохранившийся амфитеатр. Незадолго до поездки (когда я искала информацию о достопримечательностях) мне попались на глаза слова английского археолога Дэвида Хогарда: «Возможно, вы уже видели амфитеатры в Италии, Франции, Далмации и Африке, храмы в Египте и Греции, дворцы на Крите. Может быть, вы уже пресытились оставшимися до наших дней творениями античности, а может, вы и не любили их никогда. Но вы точно не видели театр Аспендоса».
Разумеется, после такого анонса я просто не могла его проигнорировать!
Датируют постройку I-II веком нашей эры, как и в Перге. Благодаря сохранившимся надписям на стенах стало известно, что амфитеатр спроектировал греческий архитектор Зенон. Амфитеатр построен классическим полукругом, вмещал он 12 тысяч зрителей, но, на мой взгляд, самое интересное в нём — это сохранившиеся барельефы на стене за сценой. Прав был английский археолог: не припомню, видела ли я такое раньше... Древний амфитеатр и сегодня работает по прямому назначению — я слишком поздно об этом узнала, но, оказывается, в Аспендосе дают оперу и концерты: точно как на Арене в Вероне. Древние мастера знали толк в своём деле, так что акустика замечательная, усилители не нужны, вот артисты этим и пользуются. Тут тебе и «Аида», и «Травиата», и концерты популярных исполнителей… К сожалению, я не знала об этом заранее, а то заказала бы билеты!
Также я прочитала, что прочая археологическая зона Аспендоса сохранилась не слишком хорошо, что она выглядит заброшенной и не слишком интересной по сравнению с тем же Перге, — поэтому не слишком огорчилась, когда поняла, что не успеваю толком погулять там, если хочу до заката попасть в Сиде. Так что признаюсь — в Аспендосе оценила только амфитеатр.:) и ещё один примечательный объект — древний акведук, который находится чуть в стороне. Сравнивать с римскими мостами через Тибр, наверное, будет слишком банально, поэтому скажу, что он напомнил мне мост дьявола в любимом городке Чивидале-дель-Фриули на севере Италии. Это уже наследие 13-го столетия (равно как и в итальянском городе у моста дьявола история названия христианская!), но создан он на месте старого римского акведука. И выглядит очень похоже. И там уютно, местные на пикники приезжают: речка с не слишком быстрым течением, камушки, много зелени, кто-то ловит рыбу...
Правда — вот именно здесь претензия будет уместна! — у античных памятников на территории Турции есть один ощутимый недостаток: добираться до них сложновато.:( Ладно, до Перге легко докатиться на трамвае из Антальи, а вот Аспендос... Парковка там предусмотрена, но после съезда с шоссе около 5 км надо ехать по просёлочной дороге. Есть ли там общественный транспорт — не знаю! Это, конечно, не Акрополь и не Колизей, расположенные посреди мегаполисов, тут на пути к прекрасному придется преодолеть некоторые трудности.
Сиде
Ну и триумфальное завершение моей античной программы — древний город Сиде с огромной археологической зоной: около 60 км от Анталии. Точнее, я бы сказала так: весь город — это одна большая археологическая зона, и это делает такого малыша (хотя не малыш он, а главный город провинции Памфилия!) невероятно похожим на Рим. Только в меньших масштабах. Если Перге — это археологический заповедник, то Сиде — просто древний город посреди города современного. Та самая восхитительная слоистость, за которую я люблю города, чья история исчисляется тысячелетиями: одна эпоха проглядывает сквозь другую. В буквальном смысле слова: на улицах старого города оформлены стеклянные полы (или корректнее сказать: стеклянные участки мостовых?), через которые можно посмотреть на раскопки.
Важный формальный нюанс: если Перге и Аспендос считаются единым археологическими парками, где на входе так и так нужно покупать билет, то в Сиде всё немного сложнее. Львиную долю античных развалин можно осмотреть бесплатно: как я уже сказала, они интегрированы в современный город. Билет потребуется для двух объектов: для небольшого музея и для амфитеатра.
Можно купить общий билет, можно — только в амфитеатр. И вот тут, хоть это и нетипично для меня, я скажу, что музеем можно пренебречь: он приятный, да, но не слишком примечательный — особенно если к этому моменту вы уже утолили первую жажду древних черепков. По сути, это просто склад камней (античных, конечно!) под открытым небом. А вот амфитеатром пренебрегать нельзя ни в коем случае! Даже если вам кажется, что снаружи всё видно — это обманчивая иллюзия: такая же, как на Римском форуме, который тоже вроде как видно сверху... Ну а здесь — наоборот: амфитеатр как будто видно снизу, но нет.
Наверное, самый растиражированный ракурс Сиде — это остатки храма Аполлона, которые стоят на берегу моря. Всего несколько колонн — и основания тех колонн, которые были раньше, и солидная порция обломков... в общем, всё как везде. Эти колонны, конечно, туристы давно уж превратили в зону для сэлфи, но ведь красота от этого не исчезает, и история — тоже.
***
Да, если говорить о ценах, то билет в каждую из археологических зон стоит плюс-минус 100 турецких лир. Сегодня (осень 2022) это примерно 5 долларов. Ездили везде своим ходом, без экскурсий. Некоторые турфирмы, знаю, ухитряются засунуть маршрут Перге — Аспендос — Сиде в тур одного дня (да ещё водопады к ним присовокупить), но я не понимаю, зачем так издеваться над людьми🤷♀️
Если резюмировать, можно сказать так: в Турции не Древней Греции в избытке, а Древнего Рима с его шикарными амфитеатрами.:) Но к началу нашей эры (время, которым датированы постройки в Перге, Аспендосе и Сиде) большая часть Средиземноморья уже принадлежала римлянам... Тем более, что греки тоже там бывали и многое после себя оставили, просто не всё сохранилось. Так что в общем и целом аргумент засчитан.:) По крайней мере, свою жадность до античных развалин я на какое-то время утолила.
Вот такая у меня получилась античная программа.:) Теоретически от Антальи ещё можно было доехать до Миры — той самой, что связана с именем святого Николая Мирликийского, и где тоже сохранилось много впечатляющих древностей, — но там я уже была. Правда, давным-давно, во время единственной своей поездки пакетным туром в Кемер, но была ведь, — и неплохо помню. Так что Мира в график уже не вписалась.
Понравился рассказ? Что ещё можете порекомендовать из античности на территории Турции? Делитесь в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: