1 августа 1914 года началась Первая Мировая война. Мобилизация на фронт вызвала в Таганрогском округе волну возмущений и протестов со стороны крестьян. По информации краеведческого сборника «Мой край – ты песня и легенда», составленного работниками библиотек Матвеево-Курганского района, за три последующих года материальное положение крестьян округа очень ухудшилось вследствие ухода на фронт немалого количества трудоспособных мужчин и сокращения площадей обрабатываемой земли.
8-16 марта 1917 года в России произошла Февральская революция, в результате которой власть в стране захватила крупная буржуазия. Не дожидаясь решения аграрного вопроса Временным правительством, крестьяне юга страны сами начали борьбу за землю. Так, в сентябре – октябре 1917 года крестьяне Екатериновской и других волостей на территории Матвеево-Курганского района разгромили сразу несколько помещичьих имений и поделили их землю. На конец 1917 года обстановка на Дону с каждым днем становилась все более напряженной: на митингах, организованных большевиками, рабочие требовали немедленной передачи власти в руки Советов.
В конце ноября 1917 года, после Октябрьской революции, в Таганрогском округе начались вооруженные столкновения рабочих красногвардейских отрядов с казаками атамана А.М. Каледина. Советское правительство направило в помощь рабочим и крестьянам регулярные воинские части. В начале 1918 года против калединцев направлением на Таганрог и Ростов выступила третья колонна революционных войск под командованием Р.Ф. Сиверса. Особенно ожесточенные бои на территории Таганрогского округа завязались между станциями Матвеев Курган и Ряженое, где против Сиверса действовал отряд добровольческой армии под командой полковника Кутепова. В итоге трехдневного боя войска Сиверса полностью разбили калединцев. Противник под ударами зашедших к нему в тыл отрядов петроградцев: Трифонова и Потапова, – в беспорядке бежал, понеся большие потери. 22 января 1918 года Сиверс полностью занял Матвеев Курган и развернул из него наступление на Таганрог и Ростов, после чего армия Донской контрреволюции была разгромлена и «остатки» ее отступили на Кубань, а Каледин покончил с собой.
В конце января 1918 года на территории района под руководством большевиков был избран волостной Совет крестьянских депутатов и началось выполнение ленинского Декрета о земле, наделявшего землей беднейшее крестьянство. Однако работа по строительству новой жизни вскоре была прервана германской военной интервенцией и Гражданской войной. Кайзеровская Германия, нарушив условия Брестского мира, оккупировала сначала Украину, а после, по приглашению войскового атамана генерал-майора П.Н. Краснова, обратившегося с официальным письмом к императору Германии с предложением о сотрудничестве и протекторате, вторглись и на территорию Области Войска Донского. Для борьбы с немецкими интервентами в Таганроге стали создаваться отряды Красной Армии, а на станции Матвеев Курган была организована запись в Боевую Социалистическую армию трудящихся Таганрогского округа.
Однако остановить оккупантов не удалось: 1 мая 1918 года немцы заняли Таганрог, а 8-го – Ростов. По всему югу страны начались массовые грабежи населения. Германцы отбирали у местных крестьян на оккупированных территориях все, что могли. Историк А. Б. Мартиросян в газете «Завтра» пишет: «Только до 31 июля 1918 года они вывезли из оккупированных областей около 1 млн. тонн зерна и продуктов его переработки, фуража и семян масличных культур, 30 тыс. т льноволокна, 50 тыс. т рогатого скота, 25 тыс. т картофеля и овощей, 600 тыс. т железной руды, 650 тыс. т марганцевой руды и ежемесячно по 300 вагонов специальных сортов леса, вывозились даже тряпьё и металлолом!» Немецкие источники дают схожие цифры: «В 1918 году немцы вывезли с оккупированных областей 42 тыс. вагонов различных грузов (без малого 2 млн. т грузов – А. М.), в том числе 180 тыс. т хлеба, 60 тыс. т сахара, 50 тыс. голов скота и 56 тыс. лошадей».
Вместе с немецкими оккупантами на территорию Матвеево-Курганского района вернулись и белогвардейские войска, а также старые хозяева земли, устроившие массовые карательные акции против всех сотрудничавших с большевиками граждан. Крестьяне в ответ стали создавать свои отряды, совершая партизанские набеги. Так, например, 1 июня 1918 года между станциями Матвеев Курган и Ряженое ими было устроено крушение военного поезда. В ответ белогвардейцы и вернувшие себе все права крупные землевладельцы еще больше усилили террор против крестьянского населения района: на территории Примиусья раскручивался маховик Гражданской войны.
В брошюре «Кровавые помещики» под редакцией К. Губарева, изданной в 1929 году по материалам Таганрогского окружного суда, сохранились следующие сведения о происходившем в то время в селе Латоново: «10 октября двести вооруженных казаков прибыли к селу и начали медленно окружать его. Началась ожесточенная пулеметная и ружейная стрельба с обеих сторон. Повстанцы оказывали отчаянное сопротивление. Бой длился около трех часов, и закончился полным разгромом маленького крестьянского отряда латоновцев. Победители с воплями пронеслись по селу, сгоняя оставшееся население в его центр. К этому времени там уже была воздвигнута виселица. Помещики, выбрав на удачу из толпы десяток крестьян, занялись их поркой. Пороли шомполами (металлический стержень для чистки оружия) до потери сознания и до тех пор, пока не обнаруживалось живое мясо. Стоны и крики оглашали площадь. Плети и нагайки свистели в воздухе. Больше всех усердствовали главари шайки – помещики Мазаев, Подковыров, Курьянов. […] Окровавленное, обнаженное тело Захарченко было сброшено со скамьи. Помещик визгливо обращается ко всем тем, кого приговорили к шомполам, чтобы пели «Боже, царя храни!». Нестройное пение оглашает площадь. Помещики хохочут, а шомпола и плети продолжают свое дело. Старухи, старики, мужчины и молодежь ложатся, как снопы, на скамью, обмывая ее через несколько минут своей кровью. […] На второй день расправа продолжилась. Помещичий отряд ворвался в дом родителей Козлова, избив до полусмерти все его семейство. Старенькая мать Козлова от побоев тут же умерла. Подковыров в припадке злобы на исчезнувшего Николая Монченко поджег его хату и надворные постройки вместе со всем скарбом. На площадь вывели окровавленного и избитого Парфентия Мартынова – тоже большевика. «Сволочь! Большевик!» – раздается выстрел и Мартынов, сраженный пулей, падает. Но его смерть не удовлетворяет карателей. Через минуту после нее начинает пылать все его хозяйство. […] Три дня Курьянов, Мазаев и Подковыров «наслаждались» Латоново, поджигая дома и издеваясь над оставшимся беззащитным населением. Затем, наложив на селян контрибуцию в 100 тысяч рублей, каратели уехали».
7 ноября 1918 года немецкие войска оставили Примиусье. После чего уже в декабре в Таганроге был создан подпольный большевистский комитет, который организовал подпольные ячейки в Матвеевом Кургане, Большой Кирсановке, Ряженом, Алексеевке, Александровке, Анастасиевке, Латоново и других селах. Связь с Таганрогским комитетом подпольная ячейка Матвеев Кургана держала через Ткаченко и Страшевского. В своем докладе от 13 января 1919 года Ростово-Нахичеванский комитет РКП(б) сообщал Донбюро: «В Матвеевом Кургане есть значительное количество винтовок, пулеметов, даже орудие. Здесь возможно активное вооруженное восстание». Летом 1919 года белоказаки и деникинские войска начали наступление против Красной армии и были разбиты. В декабре 1919 года Красная армия вступила в пределы Донской области. 5 января 1920 года II кавалерийская и 9 стрелковая дивизии 1-й Конной армии вошли в Матвеев-Курган и на территории района была восстановлена Советская власть и избран ревком, а 6 января Матвеев Курган посетили К. Е. Ворошилов и С. М. Буденный.
18 мая 1920 года вместо ревкомов был избран новый орган власти: Матвеево-Курганский волостной исполнительный комитет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Его первым председателем стал Василий Евстигнеевич Юрченко. В то же время были образованы и первые сельские советы: Алексеевский и Большекирсановский. Появилась и первая сельскохозяйственная артель: «Матвеевокурганское хозяйство при хуторе Шапошников».