При первом посещении города на Неве все стремятся в Эрмитаж и иногда жаль, что "руки и ноги не доходят" до Русского музея.
Русский музей- это архитектурный комплекс из нескольких зданий, мы говорим сегодня про Михайловский дворец на Инженерной ул., 4
5 Шедевров, на которые можно смотреть, если не вечно, то очень долго.
1) К.П. Брюллов. Последний день Помпеи 1833 г
Заходим в зал, садимся напротив картины и восхищаемся. Вначале размером, затем сюжетом! Можно и наоборот, конечно. Брюллов избрал трагическое событие 24 августа 79 года нашей эры – извержение вулкана Везувий, уничтожившее на побережье Тирренского моря город Помпеи. Город был полностью разрушен, погибло около 2000 его жителей. Главная мысль: основная ценность на земле - это человеческая жизнь. Сейчас Помпеи — это музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
2) Казимир Малевич. Чёрный квадрат. 1915г
В конце 19 века появляется фотография. А что остается делать художникам? Если раньше целью художника была точное отображение реальности или создание иллюзии реальности мифа, литературного произведения, то теперь в этом нет необходимости. И появляются новые направления: художник приходит к усложнению или максимальному упрощению формы. Малевич ставит точку в постоянном видоизменении . Эта точка — супрематизм. Обнуляемся и начинаем сначала!
По соседству с Черным квадратом, можно найти и Черный круг и Красный квадрат. Оглядитесь.
3) И.К. Айвазовский «Девятый вал» 1850 г.
В Русском музее много "воды". Один из самых известных маринистов Иван Константинович Айвазовский. Главная идея знаменитой картины "Девятый вал" - борьба человека со стихией. По поверьям мореплавателей и рыбаков, девятый вал — самая сильная и грозная волна во время шторма. Изображенное буйство стихии - не вымысел. А воссозданная Айвазовским буря, которую тот пережил в Бискайском заливе в 1844 году. Тогда он и экипаж чудом выжили.
Кстати, Айвазовский не раз говорил, что пишет свои произведения по памяти:
"Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры".
4) Борис Кустодиев. "Купчиха за чаем"
Купчиха появилась в нужное время в нужном месте. Если вспоминать историю того периода: свержение царя, революция, разруха и голод, а купцы и купчихи отошли в прошлое. Почему же полотно было доброжелательно принято новой властью? К счастью потому, что советские критики увидели в картине лишь карикатуру на купеческое сословие и на всё, с чем рабоче-крестьянская власть уже покончила.
5) Архип Куинджи "Лунная ночь на Днепре" 1880 г.
Над картиной художник трудился около полугода. Однако еще до завершения по городу поползли слухи о ее необычности. Под окнами мастерской выстраивались очереди желающих хотя бы на минуту взглянуть на «феерическую красоту».
Куинджи чтобы заинтриговать публику, а заодно проверить воздействие картины, стал приглашать в мастерскую гостей. Но - всего на два часа, по воскресеньям. Ход оказался правильным: началось паломничество. Таким образом, еще задолго до завершения картина обрела широкую известность.
Однако настоящая слава пришла к ней осенью 1880-го, когда работа была закончена и выставлена в зале. Это была первая в России выставка одной картины. Окна небольшого помещения завесили, а на холст направили прицельный луч света. Этот прием придумал сам художник, причем идея пришла к нему во сне. Полотно завораживает и сегодня.