Прорыв в космос — пока еще только литературный — состоялся. Хотя далеко не все советские фантасты того времени это поняли. Многие по старинке предпочитали не отрываться от грешной земли. И напрасно, потому что вскоре время фантастики «ближнего прицела» безвозвратно уйдет. Одни писатели упрямо останутся на прежних позициях, другие кинутся догонять уходящие «ракетные поезда».
220 ДНЕЙ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ
Георгий Сергеевич Мартынов родился в 1906 году. В 1920-х годах работал ремонтным рабочим на Юго-Западной железной дороге. В 1927 переехал в Ленинград. Поступил в школу военных сообщений. В 1931 году в результате несчастного случая на 80% потерял слух и был уволен с военной службы. Работал на Ленинградском заводе резиновых технических изделий. Окончил Заочный политехнический институт. С начала Великой Отечественной войны на фронте. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. После войны вернулся на завод, где и проработал до пенсии. Писать начал в 1951 году. Первый роман «220 дней на звездолете» был опубликован в 1955, и сразу приобрел широкую популярность среди любителей фантастики. Последующие произведения только укрепили его писательскую репутацию, выдвинув Мартынова в ряды ведущих советских фантастов. Его произведения переведены на многие языки и продолжают выходить до сих пор. Скончался писатель в 1983 году.
По сюжету романа «220 дней на звездолете», который стал первой книгой трилогии «Звездоплаватели», полностью опубликованной в 1960 году, к Марсу летят две экспедиции: советская и американская. Обе сталкиваются на Красной планете с враждебной природой, но американская экспедиция погибает, а советская благополучно возвращается на Землю.
«Вездеход медленно шел по своему старому следу. Не было звездолета и некому было дать радиомаяк. Камов решил вернуться туда, где стоял его корабль. Завтра, при свете дня, он осмотрит место старта, чтобы увидеть, какой след оставила взлетающая машина. Это было важно для расчета механизма, который он хотел предложить вместо во многих отношениях неудобных колес. Давно задуманный проект он не только не записал нигде, но и не говорил о нем никому. Значит, надо изложить его на бумаге, чтобы ценная мысль не погибла вместе с ним. Вездеход он поставит возле воздвигнутого ими обелиска, и его сразу найдет следующая экспедиция. А в нем найдут и его — Камова — предсмертное письмо.
Вторичный полет на Марс состоится, вероятно, через два или три года. В сухом климате вездеход нисколько не пострадает за это время. Им можно будет пользоваться, переменив только аккумуляторы.
Камов изредка зажигал прожектор, проверяя правильность направления. Часто пользоваться светом он не хотел, боясь привлечь этим блуждающих кругом зверей.
Скалы, на которых он провел столько мучительных часов, давно скрылись за горизонтом. Кругом расстилалась равнина. Камов впервые находился на ней в ночное время. Над головой ярко сверкали звезды. При их свете он плохо различал дорогу, едва намеченную следами гусениц. Потерять этот след было равносильно тому, чтобы оставить всякую надежду отыскать обелиск в песчаных просторах...»
ОСКОЛОК СОЛНЦА
Выходит роман, апологета фантастики «ближнего прицела», Владимира Немцова «Осколок Солнца», о новых приключениях друзей-изобретателей Вадима Багрецова и Тимофея Бабкина, посвященный получению электроэнергии от нашего дневного светила. Уже первые строки сразу сообщают читателю, что ничего особенно интересного его на этих страницах не ждет.
«В это лето ни один межпланетный корабль не покидал Землю. По железным дорогам страны ходили обыкновенные поезда без атомных котлов. Арктика оставалась холодной. Человек еще не научился управлять погодой, добывать хлеб из воздуха и жить до трехсот лет. Марсиане не прилетали. Запись экскурсантов на Луну еще не объявлялась.
Ничего этого не было просто потому, что наш рассказ относится к событиям сегодняшнего дня, который нам дорог не меньше завтрашнего. И пусть читатели простят автора, что он не захотел оторваться от нашего времени и от нашей планеты. Правда, он рассказывает о технике пока еще не созданной, но разве дело в технике? Впрочем, перейдем к рассказу.
Под потолком вздрагивала серебряная птица, силилась оторваться от проволоки и гудела. По столу шагал экскаватор, вдоль стены бегал электровоз. Шумела вода в шлюзах, на плотине вспыхивали фонари. Рядом лента транспортера тащила кирпичи на четвертый этаж строящегося дома. Кирпичи были похожи на ириски, а весь дом размещался на столе. Сейчас над ним склонились две головы: темная, курчавая и светлая, коротко стриженная.
He в первый раз Вадим Багрецов и Тимофей Бабкин рассматривали эту модель на выставке трудовых резервов, и не только маленький дом привлекал их сюда. Буквально все созданное руками учеников ремесленных училищ в той или иной мере интересовало друзей. Пожалуй, только в Политехническом музее они видели столь многообразную технику. Но ведь там модели строили инженеры, а здесь — пятнадцатилетние умельцы...»
ТАЙНА АСТЕРОИДА 117-03
Выходит космическая повесть Бориса Фрадкина «Тайна астероида 117-03». Ее герой профессор Чернов, наблюдая за астероидом 117-03, пересекающим Солнечную систему, обнаруживает аномальные характеристики его орбиты. Чтобы разгадать секреты этого необычного небесного тела, нарушающего законы физики, в погоню за объектом отправляется команда советских ученых на ракетоплане «СССР-118».
«…Светлана закрыла глаза и задремала. Рядом с ней на снегу спал Игорь. В их позах сквозила усталость и обреченность. А люди, сидевшие в зале почти в трех миллиардах километрах от Урана, молча наблюдали за оторванными от родины товарищами.
Близился последний час наблюдений. Над затемненным залом гасли звезды, алел восток. Диск луны становился прозрачным, похожим на круглое облачко.
На экране по-прежнему белел снежный покров, на котором спали Игорь и Светлана. Над ними искрилась зеленая зыбь.
Чернов уже собрался выключить локатор, потому что на экран легли тени от земного горизонта, когда в глубине зеленой мглы возникло движение. Вверх побежали пузырьки, зыбь заволновалась. Все отчетливее проступали три человеческие фигуры.
Сидевшие за пультом замерли.
Широкие плечи неизвестных могли принадлежать только мужчинам. Их одежда не походила на космические костюмы нашего экипажа, походка была странной, раскачивающейся.
Трое приблизились к спящим, постояли, пристально всматриваясь в их лица. Потом один из незнакомцев нагнулся к Светлане, поднял ее и… взмыл вверх. Второй подхватил Игоря...»
Следующий 1956 - последний год докосмической эры.