Найти в Дзене
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. Кобальтовый сервиз с декором "cailloute". Венская мануфактура (1785-1786).

Кобальтовый сервиз, изготовленный на Венской фарфоровой мануфактуре, был подарен наследнику Российского престола Великому князю Павлу Петровичу эрцгерцогом Австрии Иосифом II. Парадный ансамбль, насчитывающий более 600 предметов, свое название получил за цвет темно-синего кобальтового фона. Предметы комплекса отличают живописная цветочная роспись в резервах, окаймленных золотыми рокайлями. Основной орнамент, в котором французы видят мощёную камнем площадь, получил название "caillouté" (фр. - мощёный). Лично мне орнамент видится золотой пеной (кружевом), распределённой по синей поверхности.

Первичный состав сервиза насчитывал более 600 предметов. Некоторые современные любители фарфора, видя этот безусловно роскошный сервиз, почему-то кривят губы и воротят носы - мол, какой-то стандарт, ничего нового: ну кобальт, ну позолота, и что?.. Как раз в XVIII-м веке дизайн, где присутствует кобальтовое подглазурное крытьё с наглазурным узорным золочением, и роспись в резервах, выглядел невероятно свежо и богато. Для большего эффекта навершия и хваты корпусных предметов выполнены в характерном для XVIII-го века виде различных лепных бутонов и цветов. Перфорированные белые борта ажурных тарелок придают всему ансамблю дополнительный шик. Да и сейчас выполненные в подобной технике предметы считаются роскошью (судя по цене). Многие предметы прекрасно сохранились - очевидно, ими не пользовались (при постоянном пользовании позолота истирается ну очень быстро!). Другими предметами пользовались, они бились, соответственно, сервиз постоянно пополнялся доделками ИФЗ.

О сервизе нет сведений до 1849-го года, а с того года сервиз постоянно находился в Гатчине.

В собрании Эрмитажа присутствуют 164 предмета сервиза первичного (Венского) изготовления, и почти 50 доделок ИФЗ разных лет XIX-го века. Кроме того, в январе 2023-го года сервиз пополнился ещё несколькими (более десятка!) предметами - даром одного мецената. Всё это говорит о том, что сервиз не избежал распродаж 1920-х - 1930-х годов. Но в целом, сохранение почти половины сервиза за более чем два столетия - учитывая непростую историю России века XX-го - это удача.

Чтобы ответить на вопрос: можно ли различить оригинальные венские предметы от доделок ИФЗ XIX-го века по внешнему виду (а не по маркировке)? - предлагаю для начала ознакомиться с теми и другими. Вот отдельные выбранные предметы Венского сервиза (оригинала)...

Из всех представленных предметов странной показалась маслёнка - из за прямоугольной ручки-хвата на крышке. Такая форма совершенно не вписывается в общую эстетику ансамбля, и ощущается чужеродной. Возможно, это поздняя доделка, неправильно атрибутированная.

В следующей галерее представлены доделки ИФЗ XIX-го века.

Что бросается в глаза в русских изделиях сервиза? Прежде всего то, что предметы выглядят более богато. И это естественно. Технологии не стояли на месте. В России, не без помощи приглашённых французских специалистов, с начала XIX-го века научились делать цировку высококлассного уровня, и естественно, что в доделках этот "новый" приём - не всегда, но - используется (в оригинальном сервизе все предметы декорированы просто позолотой - без цировки). Кроме того, некоторые предметы были новыми для сервиза - их (возможно) не было в прежнем составе. Это канделябры, конфетницы на ножках. Интересны мелкие тарелки, очень эффектные, но где сбита общая эстетика сервиза - вместо букетиков зеркало расписано путти (амурчиками), резвящимися на облаках. Заметна и слабость в технологии наложения кобальтового крытья в России: синяя краска сильно расплывается и выходит далеко за рамки золочёного узора, на некоторых предметах фарфор под глазурью в резервах становится дымчато-голубоватым. То же самое можно было наблюдать и в русских доделках к Орденскому десертному сервизу - подарку королевы Виктории императору Николаю I (о нём можно прочесть здесь https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/ordenskii-desertnyi-serviz-angliia-koulport-1845-rossiia-ifz-1847-63d4383f2c4eb27fbcc8f7d1). Т.е. отличить на взгляд оригиналы от доделок при желании можно.

Ещё раз скажу - лично мне сервиз импонирует. И оригинальные изделия, и доделки. И если бы не корзинки с лепниной, то не было бы ощущения, что это XVIII-й век, поскольку основная европейская мода на подглазурный кобаль, совмещённый с позолотой, идущей по глазури, пришлась на 1830-е-1840-е годы, и в какой-то степени не заканчивается до сих пор. Получается, сервиз - предтеча более поздней европейской моды. И сейчас очень эффектно и свежо изделия смотрятся как на столе, так и под стеклом.

-5

На этом - всё. Спасибо всем, кто дочитал! Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Вы, наверное, заметили, что в последнее время данному блогу (каналу) я отдаю много времени и сил, и работаю с достаточной интенсивностью. Благодарю всех подписавшихся на канал - ваш интерес греет мне душу. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328.

Еда
6,93 млн интересуются