Простым этот процесс не будет.
Когда закончится война, вопрос социализации бойцов будет стоять очень остро.
Да, и уже сегодня он на повестке дня. Эта ситуация очень сложная, ведь психологические проблемы участников слишком часто обсуждаются в российском сообществе.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
Нет ничего странного в том, что у бойцов, принимавших участие в боевых действиях, наблюдается посттравматическое стрессовое расстройство. Это депрессии, психозы, истерии, тревога, глобальная отчужденность.
Исторический опыт показывает, что следом за этими проблемами в массовом количестве у ветеранов могут возникнуть трудности дома, на работе, сложности с алкоголем и другими запрещёнными веществами. Появится сложность в интеграции в обычное общество.
За этим последуют перекосы в демографии, медицине, криминальном мире? Чего уж там объяснять. Все это и так прекрасно понимают. Не говоря уже о росте смертности молодых людей.
Ещё по теме: Возможна ли ядерная война?
Есть ещё одна проблема, которая не менее глобальна: вопрос несоответствия зарплатных и статусных ожиданий новых ветеранов с тем, что им предложит государство.
И если с первой проблемой мы уже знаем, как бороться на примере афганской и чеченской войн, то со второй предстоит разбираться с самого начала. Ведь раньше данный вопрос фактически не поднимался.
Конечно, финансовая поддержка играет большую роль в том, что добровольцы уходят на фронт. Да и те, кто попал под мобилизацию, также неплохо получают. Зарплата до четверти миллиона рублей является привлекательной даже для крупных городов. Не говоря уже о провинции и глухих селах.
Правда, по возвращению домой эти люди окажутся в другой реальности: их доходы упадут, а это скажется на достатке. Естественно, что никто их них не воспримет данное обстоятельство с радостью.
Ещё по теме: Как связаны СВО и выборы президента Америки
Некоторые найдут выход, уйдя в незаконные группировки, а то и вовсе попытаются их создать. Для понимания: это могут быть серьёзные группировки – с военной дисциплиной, боевым опытом и чувством сплоченности.
Мы рискуем оказаться вновь в 90-х, когда подобные группировки были сформированы из воинов афганской и чеченской войн. И здесь основным мотивом был как раз экономический нюанс.
Поэтому и стоит вопрос, озвученный ЦБ, о том, что за повышением зарплаты автоматически повышается «проинфляционный фактор». Это вовсе не та мера, которая нужна, даже учитывая дефицит рабочих рук в целом ряде отраслей.
Ещё по теме: Ядерные испытания США на Украине: миф или реальность?
Этот механизм не соответствует вызовам современных реалий.
При этом опыт показывает, что программы по реабилитации и оперативной интеграции в общество экс-участников боевых действий путём их психологического сопровождения имеют все шансы дать хорошие результаты.
Но только если они будут внедряться в комплексе с аналогичными экономическими программами.
Какими – другой вопрос.
Главное — надо понимать, что эти проблемы есть, и думать, как их можно решить, нужно уже сегодня.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.