Самый роскошный в собрании Музеев Кремля саккос патриарха Никона украшают 12 золотых черневых дробниц. Они были выполнены во второй половине XVI века в кремлевских мастерских и первоначально украшали саккос Московского митрополита Дионисия (1581-1587).
Одна из самых примечательных — нижняя дробница на переднике — со сложной многофигурной композицией «Единородный Сыне». Эта миниатюрная гравюра, выполненная в технике черни по золоту, — шедевр Грозненской эпохи.
Дробница практически повторяет одноименное клеймо знаменитой Четырехчастной иконы из Благовещенского собора, созданной новгородскими и псковскими специально для домового царского храма в середине XVI века.
Сюжет сопровождается подробными поясняющими текстами. Вверху: ГОСПОДЬ САВАОФ. Слева: ГРЯДЫ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ; ЧАША ГНЕВА ГОСПОДНЯ. Справа: ВЗОВЕТ ГОСПОДЬ ОТ СИОНА. И ГЛАС ОТ ИЕРУСАЛИМА. У Христа-Воина, сидящего в доспехах на Кресте: ПОРАЗИ ВРАГИ ВСПЯТ.
На бортике дробницы помещен полный текст тропаря «Единородный Сыне», давший именование сложному иконографическому сюжету: ЕДIНОРОДНЫИ СЫНЪ СЛОВО БОЖИЕ БЕСМЕРТЕНЪ СЫИ ИЗВОЛИВ СПАСЕНИЯ НАШЕГО РАДИ ВОПЛОТИТЕСЯ ОТ СВЯТЫЯ БОГОРОДИЦА И ПРIСНОДЕВЫ МАРИЯ НЕПРЕЛОЖНО ВЧЕЛОВЕЧЕВЪСЯ РАСПЯТСЯ ХРИТЕ БОЖЕ СМЕРТИЮ НА СМЕРТЬ НАСТУПИ ЕДИНЪ СЫИ СВЯТЫЯ ТРОИЦА СПРОСЛАВЛЯЕМЪ СО ОТЦЕМЪ И СВЯТЫМЪ ДУХОМЪ СПАСИ НАСЪ.
Очень интересно декоративное решение расположения текста — слова помещены на витой ленте, плавно обвивающей киотчатую форму дробницы.
Интересно, что при многократном увеличении детали гравировки не теряют ясности и четкости контуров, более того, образы становятся более выразительными. Например, можно увидеть почти улыбающиеся морды зверей, фактуру плетеного колчана за плечами у фигуры Смерти, восседающей на апокалиптическом звере, разделку крыльев у ангелов и херувима.
.
© Музеи Московского Кремля