Найти тему
Нескучная логопедия

Ребёнку 2 года, как развивать речь и моторику. Ответ логопеда на вопросы читателей

Оглавление
Дети - это радость, счастье и забота.
Дети - это важный в жизни перелом.
Мама - это трудная, важная работа.
Ведь на маме держится семья, муж, дети, дом.

Не знаю почему, но именно сейчас мне в голову пришли эти строки. Вот так взяли и сложились. Может потому, дорогие женщины, что на дворе весна и впереди наш с вами праздник. От души поздравляю вас с началом весны и предстоящим праздником.

Да, мама - это особый человек, который ночи не спит и переживает за своего ребёнка, сколько бы ему лет ни было. И это относится ко всем женщинам, любящим детей (няням, бабушкам, воспитателям). Сегодня я хочу ответить сразу на два комментария о речевом развитии детей.

Добрый день, дорогие друзья. Спасибо, что заглянули на канал: "НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ". Жду от вас комментарии по этой теме и ваши дополнительные вопросы.
Личный архив
Личный архив

Вопросы читателей

Ирина Буркалева

Добрый день! Ребенку 1 год и 11 месяцев. Я ему не мама и не бабушка. Я ему как раз та самая няня. Няньчу с 7 месяцев.

  • Речь у него есть, но нам с родителями кажется, что развивается она недостаточно. Активных слов я насчитала 27 (ну, значит, их не меньше, может что-то и забыла), но все они из одного или одинаковых слогов. Мама, папа, биби, мими, кач-кач, му-у-у (мультики), бу-у-у (булочка).
  • Фраз нет, ни одной. Все звуки, которые доступны, произносит очень четко, просьбы выполняет, топает-хлопает, танцует, с мелкой моторикой хуже.
  • Ложкой есть не получается, лепить-рисовать не хочет пробовать, а как её вообще развивать? Хочется помочь и ребёнку и родителям, но так, чтобы не навредить.
  • У невролога был в год (наверное), когда всех врачей проходили, никаких замечаний ни от кого не было, он вообще за полтора года болел два раза легкой простудой, на этом всё.

Алена Матвеева

Добрый день! У нас ребёнку 2.1 и он произносит слова на ударный слог. Пример: Лимон-мо, парк - па, вилка-и,иди-ди, магазин -гага.простые слова типа мама, папа говорит хорошо. Может сказать мама (папа) дай. Понимает все, выполняет просьбы. Скажите это норма?

Ещё хочется уточнить, что со звукоподражаниями все отлично . Всех животных знает (называет мяу, бее, гав и т.д.) Ест сама, ходит на горшок.

Ответ логопеда

Оговорюсь сразу, почему я объединила эти два вопроса в один, да потому что возраст и речевое развитие у малышей не сильно отличаются и советы я дам практически одинаковые.

Итак начнём.

Норма или нет

Да, пока ваши оба случая можно отнести к тому, что речь развивается в пределах возрастной нормы. Речь у малышей есть, есть даже осознанные слова, а у вашего ребёнка Алена уже даже появилась короткая фраза. Это просто замечательно.

Чем ещё помочь ребёнку в развитии речи

Очень правильный вопрос. Ведь то, что речь есть и сейчас она в пределах возрастной нормы, не значит, что не нужно заниматься. Нужно заниматься и нужно развивать речь дальше.

  • Развивать мелкую, общую моторику и координацию движений

Это нужно делать со всеми детками без исключения, ну а в случае с вашим воспитанником Ирина особенно. Мне сложно судить на расстоянии почему у него нет элементарных навыков самообслуживания, тут либо вы очень его любите и балуете, либо нужна консультация невролога (и возможно мануального терапевта, если были родовые травмы). Так или иначе работать над этим моментом нужно вдвойне.

Если у ребенка просто нет желания учиться держать ложку (ну согласитесь удобно, когда всё делают за тебя), тогда делайте это не через еду, а через игру.

Переливайте ложками яркие жидкости. Пересыпайте крупы и т.д. Главное всё делайте в игровой форме. Можно посоревноваться, но помните: РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ВЫИГРАТЬ!

Не забывайте про массаж и гимнастику. Если ребёнок категорически отказывается с вами играть в пальчиковые игры, то начните с развития у него подражания. А пальчики мягко и ласково поглаживайте например, когда усыпляете малыша и читаете ему сказку. Со временем ребёнок привыкнет к тактильному контакту и позволит помассажировать ручки даже массажными мячиками.

Не хочет рисовать

Выбирайте для занятий яркие и интересные виды рисования (пальчиками, мятой бумагой, спонжиком и т.д.). В этом возрасте малыш не должен рисовать картины. Главное научить его на первом этапе видеть контур и заполнять его. То есть ставить кляксу именно внутри контура.

Личный архив (дочке 1,3)
Личный архив (дочке 1,3)
Если вы ладошками рисуете солнышко или дерево, значит ствол или солнечный круг уде есть на бумаге (ориентир, вокруг которого работать), а вам (вместе с ребёнком) нужно только оставить отпечатки своих ладошек вокруг этого ориентира.

Сейчас вспомнила еще про проектор для рисования, очень интересно детям обводить такие контуры, а потом раскрашивать. Кстати наш самолётик не дорогой (брали в Рич Фемили).

Личный архив
Личный архив

Очень нравится деткам рисовать по песку (хорошо если стол с цветной подсветкой) или цветному рису. Можно искать в рисе мелкие игрушки или например камушки Марблс. Когда будут лучше разговаривать, то можно и карточки с картинками прятать.

Личный архив
Личный архив

Лепка

Для лепки могу посоветовать яркий кинетический песок и шариковый пластилин. Шариковый пластилин мы в частном детском саду давали деткам после года (естественно под контролем взрослого). На первых порах также заполняли им нужный контур. Восторг у детей был прям огромный. Одно из самых любимых занятий было. Вот одно из фото детской работы:

Личный архив
Личный архив

Конструкторы и другие игры

Для этого возраста очень хорошо подходят напольные мозаики с крупными элементами. Например:

Личный архив (моей доче на этом фото 1г. 5 мес. мальчику 2 года)
Личный архив (моей доче на этом фото 1г. 5 мес. мальчику 2 года)

В продаже сейчас огромное множество деревянных и пластиковых пособий для развития моторики. Например:

Личный архив. На фото представлен самый минимум.
Личный архив. На фото представлен самый минимум.

Как развивать фонематический слух у детей раннего возраста вы найдёте в подборке:

Дидактические игры для детей раннего возраста (1-3 года)

Как развивать воздушную струю, подражание и артикуляционную гимнастику и другой полезный материал вы найдёте в статьях:

Артикуляционная гимнастика для малышей с рождения. Как гимнастика для губ помогает запустить речь у неговорящих детей
Нескучная логопедия17 октября 2022
6 пальчиковых игр для детей от 1 до 2 лет. Развиваем моторику и речь ребенка. Советы логопеда
Нескучная логопедия11 октября 2022
Запуск речи "молчуна". Чему его обязательно нужно научить. Советы логопеда
Нескучная логопедия5 октября 2022
6 советов по запуску речи молчуна. Советы логопеда
Нескучная логопедия29 сентября 2022
Неговорящий малыш в 2 года. Ждать или действовать. Советы логопеда и возрастные нормы речевого развития
Нескучная логопедия17 января 2023

Желаю вам успехов в работе с вашими детьми. Буду рада прочитать в комментариях, как вы справлялись с этим процессом? Поделитесь своими успехами. Задавайте вопросы.

Дорогие читатели, если вам интересны статьи такого плана, пожалуйста поддержите лайком 👍. Вам это не трудно, а я буду знать, что для вас это нужно.
Поделитесь ссылкой на эту статью в соцсетях 🙏!

Кто ещё не с нами, подписывайтесь на канал НЕСКУЧНАЯ ЛОГОПЕДИЯ 🌞🙏😍