Найти в Дзене
Биореактор

Миссия выполнима: спасти Йеллоустоун

Йеллоустоун — не только национальный парк, долина гейзеров и вулкан, ждущий своего часа. Это место помогло учёным выделить главный закон экологии. По-русски он звучит так "работает — не лезь". Как водится, путь к пониманию этой истины был долгим и тернистым.

Из учебников мы знаем об экологической цепи. По классике она сводится к продуцентам, консументам и редуцентам. Одни создают органику, консервируя солнечный свет в сахаре. Другие нагуливают мясо. Третьи его едят. Четвёртые наводят красоту, подчищая мусор.

Другое дело, что экосистема пронизана тонкими и не всегда очевидными связями. Выпадение одного звена способно разрушить всю систему, которая складывалась тысячи лет. Рэй Брэдбери писал об этом в рассказе "И грянул гром". Именно в нём путешественник во времени случайно раздавил бабочку и тем вызвал коллапс человеческой цивилизации.

Как ни странно, реальность куда фантастичнее.

Всё началось в начале XX века. Чтобы увеличить свободу перемещения для крупного рогатого скота, американцы решили уничтожить и так уже к тому времени малочисленных волков, как это сделали ранее с бизонами и другими зверями.

-2

Оправдание антропогенному воздействию было придумано быстро. Волки убивают оленей и лосей массово, хотя с последними всё было более или менее нормально, в отличие от тех же бизонов, но кого это волновало?

Олени и лоси – единственные, кто спасал экосистему, когда других крупных рогатых копытных перебили люди. По итогу, сказано — сделано. Тем более в глазах человека хищники выглядят менее симпатично, чем благородные травоядные звери.

Просматривая видеозаписи с реальными сценами охоты, человек с нормальной психикой всегда будет сочувствовать жертве, а с неустойчивой – может даже проклинать оператора, что не спас жертву от острых зубов.

Но вернемся к этой исторической драме.

Волков стало меньше. Вернее сказать, на определённых территориях их вообще не осталось. Такой территорией, например, стал национальный парк Йеллоустоун. Там, где раньше был слышен вой, теперь весело резвились олени и лоси. Крупные дикие кошки предпочитали выбирать жертв поменьше и не могли подавить численность копытных травоядных.

Поскольку никто лосям и оленям особенно сильно не препятствовал, они начали задорно уничтожать растения. Казалось бы, что в этом плохого? Косуля жуёт траву. Дети в восторге. Прямо диснеевский мультик! Вместе с травой в расход пошли ива, осина и кусты.

Первыми "спасибо" сказали бобры, лишившись материалов для хаток и плотин. Следом уменьшилась численность медведей, что не могли существовать только на мясной диете.

Истребив волков, люди дали полный карт-бланш койотам. Те, в свою очередь, стали выедать грызунов, гоняя птиц, которые на них тоже охотились. И это только верхушка айсберга, ведь всех негативных процессов в экосистеме пересчитать оказалось невозможно.

Йеллоустоун поменялся. Поменялся настолько сильно, что в 1995 году экологи забили тревогу.

Благими намерениями выложена дорога в ад. Помощь оленям и лосям обернулась окончательным разрушением древней экосистемы.

Национальный парк удалось спасти, вернув туда волков. Они мигом навели порядок.

-3

На горизонте вновь появились осины. Популяция бобров и медведей восстановилась, а численность койотов вернулась к положенной.

Вот и получается, что экосистему регулирует множество разнородных факторов. Одни зависят от численности обитателей, другие принципиально не поддаются контролю, как стихийные бедствия.

История Йеллоустоуна показала, что бездумные вмешательства в экологию гарантированно выйдут боком для всех участников пищевой цепи. Акции зелёных по типу сбора петиций или "Часа Земли" могут быть не только бессмысленны, но и вредоносны. Добиться стабильных изменений нетрудно, а вот сделать их положительными — куда более сложная задача.

Силовое решение проблемы открывает одну дверь и закрывает все остальные. Конечно, природа обладает зверским резервом прочности. Её механизмы противовесов гасят многие атаки со стороны безличных стихийных сил, но они не всегда могут нивелировать человеческое влияние.

В любой трудности сокрыты точки роста. Цивилизация высшего уровня способна полностью контролировать среду обитания. Здесь уже нет ограничений. Сохранение эндемиков, воскрешение давно исчезнувших экосистем, искусственная эволюция. Это всё дорого и сложно, хотя вполне достижимо с учётом нынешнего развития науки.

Главный вопрос, на который следует ответить перед любым вмешательством в естественные экосистемы — "на кой чёрт?" (ну или хотя бы синонимичный ему "зачем?"). Впрочем, это актуально не только для биологии.

Автор: Никита Игнатенко

Источники:
1. Ecology of the coyote in the Yellowstone, 1940.
2. Информация с сайта национального парка Йеллоустоун.
3. Tall willow thickets return to northern Yellowstone, Luke E. Painter, Michael T. Tercek, 2020.
4. Aspen recruitment in the Yellowstone region linked to reduced herbivory after large carnivore restoration Luke E. Painter, Robert L. Beschta, Eric J. Larsen, William J. Ripple First published: 30 August 2018