Найти тему

Александринский, первый публичный театр

В Санкт-Петербурге существует немало архитектурных сооружений и культурных заведений, о которых хочется рассказать отдельно. Один из старейших русских театров — Национальный драматический театр России (Александринский), или попросту Александринка — хочется отметить особенно.

Александринский театр открывает нам целый мир, начиная с великолепного здания в стиле ампир, построенного по проекту Карла Росси в 1832 году, и продолжая теми великими произведениями, постановки по которым в этом театре были показаны впервые в России.

Кстати, театр был создан по указу Елизаветы Петровны в 1756 году, и в свое современное здание «переехал» только спустя 76 лет. А до этого располагался на территории полковника Аничкова (того самого, в честь которого назван Аничков мост), в здании деревянного «Малого» театра. Столь длительное ожидание нового каменного дома было обусловлено нестабильной политической ситуацией, и в частности войной с Наполеоном 1812 года.

Карл Росси спроектировал не только прекраснейшее здание, украшенное квадригой Аполлона, с колоннами и балюстрадами, величественно представляющее русское искусство, но и работал над самой современной для того времени инженерией и внутренним убранством театра. В том числе, в театре был предусмотрен тайный ход для того, чтобы члены Императорской семьи могли беспрепятственно переходить из зала в закулисье для бесед с артистами и выходить из театра, не замеченными остальными зрителями.

Названием театр обязан супруге императора Николая I Александре Федоровне. Первым директором, художественным руководителем, постановщиком, сценографом театра был поэт Александр Сумароков, а во главе труппы был приглашенный из Ярославля Федор Волков (эти события Бинокль Станиславского уже описывал в своей
статье о Волковском театре).

Александринский театр с самого начала был флагманом театральной жизни и «законодателем» театральной моды, остается значимым российским театром и по сей день. Именно в Александринке были впервые поставлены «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя (при участии автора), «Гроза» Островского. В XIX веке театр в основном ставил комедии и водевили, а в прошлом XX веке с появлением приставки «академический драматический» и имени А.С. Пушкина в названии театра, на сцене начали появляться режиссерские драматические спектакли. В это время в театре работали великие режиссеры Всеволод Мейерхольд, Игорь Терентьев, Сергей Радлов, Николай Акимов, Николай Петров, Леонид Вивьен, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов, и Александринку стали называть «режиссерской меккой».

Историческое название — Александринский — театру вернулось в 1990-е годы. Сейчас художественным руководителем театра является режиссер, актер и педагог, народный артист РФ, лауреат многочисленных государственных и театральных премий Валерий Фокин, а главным режиссером — заслуженный артист России, обладатель Золотой Маски Николай Рощин. Около 10 лет назад у Театра появилась новая сцена, названная Театрально-культурным комплексом Александринский, удостоенная высоких архитектурных наград.

В репертуар основной сцены Александринского театра в основном входят постановки по классическим произведениям: «Отелло» и «Гамлет» по Шекспиру, «Ворон» по Гоцци, «Дети солнца» по Горькому, «Женитьба» по Гоголю, «Маскарад» по Лермонтову. На новой сцене, напротив, больше постановок современных — «Демагог» и «Сегодня, 2016-...» по Кириллу Фокину, «Какая грусть, конец аллеи...» по Резо Габриадзе, «Тварь» по Валерию Семеновскому.

20 февраля 2023 года на Новой сцене Александринки состоится пресс-конференция, посвященная Дням Александринского театра в Москве, которые пройдут на первой неделе апреля. В ходе гастролей московские театралы смогут увидеть постановки «Отелло» Николая Рощина, «Процесс» Аттилы Виднянского, «Тварь» Никиты Кобелева на сцене МХТ им. Чехова.