Найти тему

Е.П. Блаватская о том, действует ли закон Кармы в отношении животных

Фото автора
Фото автора

В журнал "Теософ", основателем которого (в 1879 г.) и бессменным редактором до конца своих дней была Е.П. Блаватская, приходило множество писем с вопросами от читателей. Одно из писем (от индийского профессора физики) содержало вопрос о причинах огромной разницы в условиях жизни животных при том, что "животные вне закона кармы". Е.П. Блаватская ответила на вопрос следующим образом.

Первое, на что было указано, это ошибочность понимания закона причин и следствий как такового, который часто считают "законом достоинств и недостатков". В то время как законы Вселенной гораздо мудрее, чем те представления и идеалы, которые формируют люди.

Задаваться вопросом о лёгкой жизни одного из животных и тяжёлой у другого – подобно тому, как спрашивать, почему одно дерево срубается прежде, чем вырастает, а другое растёт до старости. Говорится, что животные, минералы и растения так же не несут моральной ответственности, как не несут ответственность и дети, и умалишённые.

Закон кармы является моральным законом. И там, где нет моральной ответственности, там нет места и закону кармы. Е.П. Блаватская при этом упоминает нелепые правовые акты, вменяющие ответственность животным; приводится в пример публичная казнь свиньи в 1386 году (за то, что та покалечила ребёнка) по приговору судьи из Фалаиса, вынесенному на основании права на суд над животными, существовавшего в 14 веке, "согласно иудейскому закону, сформулированному в Исходе (ХХI, 28)…"

Однако неприменимость закона кармы в отношении неразумных существ не означает отмену закона причины и следствия. Закон причин и следствий действует во всех областях природы.

Е.П. Блаватская также упоминает слова известного писателя о страдании как о "божественном лекарстве небес", направляя тем самым мысль читающего в область целенаправленности (эволюционности) жизненного процесса. И далее, поясняя, пишет, что "Закон компенсации действует и в животном мире".

Приводится пример двух собак: животное в трудных условиях скорее развивает психические силы, напрягая сообразительность в поисках пищи, чем животное, которое пребывает в пассивности и всё получает без усилий.

"Индивидуальная, или дифференцированная, монада первой скорее достигнет состояния, необходимого для вступления в человеческое царство" (Е.П. Блаватская. "Карма").

Как отмечает Е.П. Блаватская, животные часто проявляют зачатки таких чувств, как преданность, доверие, терпение и т.д. В природе не пропадает ни одно проявленное усилие. Поэтому и качества, проявленные в животном мире, будут нарастать, находя применение в дальнейшем.

Живая Этика тоже затрагивает вопросы животного мира, акцентируя ответственность человека за низшие царства природы и необходимость искоренения всех форм мучительства (в том числе с медицинскими целями). В гармонично устроенном мире человек бережно относится к животным, являясь помощником в их эволюции. Для человечества бережность в отношении низших царств является необходимым условием жизненности и здоровья в соответствии с законом Кармы.

Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". А также подписывайтесь и комментируйте.