Здравствуйте, друзья!
Сегодня я хочу познакомить вас с очень интересным домом, который находится на Большом проспекте ПС (дом 54 если что).
Очень часто бывает, что идешь по улице и видишь дом, который как-то отличается от других (ну понятно, что в историческом центре СПб все дома уникальны, но тем не менее).
Берешь телефон, фотографируешь и надолго о нем забываешь. А когда есть свободное время, пытаешься найти что-нибудь интересное про него.
Бывает, что находишь очень много информации, а бывает так, что не находишь вообще ничего.
В этом случае нам повезло. В начале 20-го века этот дом с другого угла выглядел вот так:
Обратите внимание на рекламу на торце соседнего здания "Фотография Э. Брейер". Это важно.
Появился этот дом примерно в 1875 годах. Неоднократно перестраивался, достраивался и уже в 1893 году приобретает тот вид, что мы видим сегодня:
Дом угловой, фотографию с разных улиц, поэтому читателю может показаться, что снимаю совершенно разные дома.
Вообще, когда на этот дом смотришь, то видишь самые разные дома, как бы состыкованные друг с другом. А дом по факту один угловой.
Произошло так из-за того, что владельцы участков здесь постоянно продавали, покупали их друг у друга и в 1870 году купец Копейкин выкупил все соседние участки и объединил их.
Таким образом, участок принадлежал одному купцу, дома были разные и постепенно их пытались объединить в один.
Кстати. На фото попал каршеринговый микроавтобус. По сути мы на нем и приехали сюда. Именно на таком автобусе я провожу индивидуальные экскурсии, если ваша компания более четырех человек (но не более 7).
Так что для больших компаний у нас так же есть решения. Записаться на экскурсии, а так же ознакомиться с ними можно по ссылке здесь.
И, как мы уже знаем из начала статьи, в этом доме кто-то занимался фотографией.
Что для дореволюционной России было верхом высоких технологий.
И сделать фотографию стоило очень и очень дорого. А проживал в этом доме фотограф Брейер Эрнест Фёдорович. И не просто проживал, а еще организовал и фотоателье.
Удалось даже найти одну его работу. Называется "фотография молодой девушки":
Но самое, что главное - он занимался стереофотографией. И рекламу самого себя не стеснялся размещать во всех газетах и периодических изданиях.
Как вы думаете, что давали просмотры стереоснимков в начале двадцатого века?
Стереофотографии позволяли путешествовать по всему миру не покидая личной квартиры.
Стереографы были необходимы каждой семье, так как развивали мозг ребенка и способствовали поступлению в школу.
Необразованный человек, разглядывая стереоснимки, становился образованным.
А если Вы уже вообще образованный, то опять же, сидите в кресле и путешествуйте по всему миру.
Ну а художникам заменяли натурщиц, а архитекторам позволяли повысить свою квалификацию, разглядывая работы других архитекторов в разных уголках мира.
Из 2023 года такие громкие заявления звучат, конечно же, несколько наивно. Я более чем уверен, что у подавляющего большинства наших читателей в серванте стояло нечто подобное в советское время:
Или даже нечто такое:
Как часто вы туда заглядывали в свое время? Уверен, что за всё время нахождения стереоскопа в вашей собственности, только пару раз.
При условии, что друзья не приносили новых снимков. Был у вас такой? Напишите в комментариях.
Вообще, стереоскопические снимки в России уже в 1850х годах делали в фотоателье Абади, Александровского, Пейшеса. В 1861 году приехавшие в Россию братья Шнайдеры предложили публике свои стереовиды в изящных футлярах и со специальной оптикой, которые пользовались большим спросом в западной Европе.
То есть Брейер Эрнест Фёдорович был отнюдь не первопроходцем. Напротив, к началу 20 века стереофотография стала доступна любителям (но это было дорогое хобби всё-равно).
Стереокамеры были компактнее профессиональных стационарных фотоаппаратов, позволяли брать их в путешествие и стоили опять же дешевле профессиональной техники (правда, в ущерб качеству фото).
Впрочем, качество здесь особой роли не играло, в первую очередь стереофотография была популярна лишь по одному только факту, что "туда заглядываешь, а там всё объемное, прямо как живое".
По сути, про дом больше ничего особо интересного и не написать.
Внутри двор как двор:
Типичный просторный колодец. Бывает хуже. По меркам Санкт-Петербурга, более чем светлый и просторный.
Можно упомянуть, что в начале 20-го века здесь так же находилась частная женская гимназия.
Но посыл поста в том, что если однажды вас занесет в Петербург начала 20-го века и вы заходите познать удивительный мир стереофотографий, то приходите по адресу Большой проспект П.С. 54.
Будете впечатлены :)
Спасибо всем, кто дочитал, пожалуйста, оставляйте лайк.
В ближайшие выходные приглашаю вас на наши экскурсии:
17 и 25 июня приглашаю вас на увлекательные пешеходные экскурсии. Первая по Васильевскому острову, а вторая - это Петербург Достоевского и городские трущобы.
На первой гуляем по острову, узнаем его историю и много интересных фактов, а на второй окунемся в самые злачные места Петербурга конца 19, начала 20 века. Продолжительность 2,5 часа.
Для того, чтобы записаться проходите по ссылке (по ней же можно записаться и на индивидуальные экскурсии).
Оставляйте, пожалуйста, лайк публикации и до скорых встреч!