Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Святой Элигий (жил в VII веке) является небесным покровителем итальянского города Болонья, а также покровителем ювелиров. Не удивительно, что его образ отражен, в первую очередь, в произведениях художников болонской школы. Здесь его могут изображать в двух ипостасях — либо как ювелира, со всеми атрибутами данного ремесла, или как епископа. Удивительно, но факт: мальчик из бедной семьи сумел вырасти в королевского ювелира, а потом вдруг стать священнослужителем в сане епископа.
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
На картине П. Кристуса он изображен как ювелир, притом тут нет никаких намеков на то, что перед нами святой — ни нимба, ни какого-то особо благочестивого вида. Перед нами сцена в мастерской, где Элигий общается с клиентами, богатой супружеской парой. Возможно, это вообще королевская чета, хотя посетители стоят, а мастер сидит... так что вряд ли. Обращает на себя внимание превосходное изображение предметов, а справа на столе стоит круглое зеркало, в котором отражается уличная сценка.
На картине Никлауса Мануэля Элигий также находится в мастерской с двумя другими ювелирами, но тут уже ясно, кто из них святой. Золотой нимб и благочестивый вид выделяют Элигия.
Ювелирному делу он обучался у знаменитого Аббона Лиможского и уже в молодые годы показал свою одаренность. Его работы понравились франкскому королю Хлотарю II, и тот сделал его мастером монетного двора и своим ювелиром. Далее карьера Элигия только развивалась. Он стал казначеем королевского двора и, будучи человеком умным и обходительным, участвовал в дипломатических переговорах. В его житии пишут, что он занимался благотворительностью, называя так финансирование строительства церквей и больниц. Насколько я понимаю, распоряжаясь королевской казной, он мог выделять средства на разные цели и весьма щедро одарял церковь. И она об этом не забыла.
Неизвестно, по какой причине Элигий оставил ювелирное дело, видимо, весь отдался административной деятельности. После смерти короля его отстранили от должности казначея, но церковь подставила свое плечо, дала ему сан и избрала епископом городов Нуайон и Турне. А после смерти Элигия возвели в ранг святых. Так сказать, по совокупности заслуг.
Придумали ему одно чудо: якобы некой лошадью овладел дьявол, но ее надо было подковать. Тогда Элигий отрезал ей ногу, подковал ее, а потом чудесным образом прирастил обратно к лошади, которая после этого успокоилась, дьявол был изгнан.
Читайте еще на моем канале:
Как искусство показывало поэтесс в разные эпохи
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении