В Петербурге, в самом центре города, стоит Петропавловская крепость, на заливе многочисленные форты и батареи, про них мы знаем, слышали, видели. Но есть ещё крепости (остатки), скрытые от глаз горожан и туристов – подводные.
Подводные крепости Петербурга – это фортификационные сооружения на дне Невской губы, закрывающие свободный проход кораблям к Петербургу, являются частью оборонительных укреплений на Финском заливе, в которые входят форты и береговые батареи.
Финский залив мелкий и не пригоден для свободного прохождения судов с большой осадкой. Пройти к Петербургу можно было только по южному фарватеру, для его защиты построили форты, а северный участок долгое время оставался неприкрытым.
Однако во время Аландской войны к Кронштадту подошла флотилия из 42 английских и 20 французских кораблей, в составе которой были канонерские лодки с небольшой осадкой, способные пройти отмели севернее острова Котлин и подойти вплотную к Петербургу.
Аландская война – операции британо-французских военно-морских сил против военных и гражданских объектов на побережье Великого герцогства Финляндского в 1854-1856 годах, во время Крымской войны между Российской империей и союзными Францией и Великобританией.
В июне 1854 года англо-французская эскадра встала у Красной Горки, до Кронштадта оставалось пройти 10 морских миль. До штурма дело не дошло, получив разведывательные данные об организации обороны Кронштадта и подготовке его защитников к упорному сопротивлению, командующий Чарльз Нейпир не решился атаковать крепость.
На подходах к Кронштадту тогда выставили 609 мин (165 гальванических и 444 пиротехнических). Но не только мины остановили адмирала. У Чарльза Нейпира не было лоцманов, знавших здешние воды, а на флагманском корабле началась эпидемия холеры.
«Гости» решили поживиться небольшой морской крепостью Бомарзунд на Аландских островах. Уничтожив её, они перешли на осаду города Або (Турку), но к тому времени холера поразила французскую эскадру, которая вскоре ушла во Францию.
Враг ушел, но все понимали, что весной он вернется, поэтому зима 1854–1855 годов была использована для усиления укреплений Кронштадта и Свеаборга. Была поднята численность армии в Финляндии. Подступы к Свеаборгу тоже прикрыли минами, а у Кронштадта их численность увеличили вдвое. Но «гостям» приготовили еще один скрытый сюрприз – мощные подводные заграждения.
Первые мысли о преграждении свободного прохода кораблей к Петербургу возникли ещё во времена Екатерины II, в период нового обострения отношений со Швецией.
В царствование Александра I также назревала опасность нападения английского флота на Петербург. Тогда старые парусные корабли, выстроенные в линию, затопили между Лисьим Носом и Кронштадтом.
Первая подводная преграда от Кронштадта до Лисьего Носа была построена ещё в 1808-1810 годах, она была свайной, рассчитана на затруднение манёвра вражеского корабля в частоколе забитых в дно свай. Но уже через 30 лет она была разрушена штормами и льдами.
В 1844 году в связи с разрушением свайной преграды было решено построить ряжевую преграду, в результате были установлены 255 ряжей на расстоянии между ними в 6 метров. Тогда посчитали, что этого достаточно, и вопрос срочного строительства морских фортов на этом участке был снят.
И вот новый конфликт, но уже с реальной угрозой нападения на Петербург, а северный проход по-прежнему слабо защищен. На строительство фортов времени нет, поэтому было решено восстановить и возвести новые заградительные линии из ряжей, свай и насыпных валов.
Ряж – деревянный сруб заполненный булыжником и погруженный в воду. Ряжевая преграда не является полноценной крепостной стеной, ее задача сделать воды непроходимыми для кораблей. На ряжах строились первые форты Кронштадта и временные батареи.
С началом Крымской войны в 1853 году успели установить несколько ряжей, насыпать каменные валы и гряды. Из рапортов известно, что к апрелю 1854 года, пока позволял лед, спустили 78 штук ряжей. Но для остановки канонерских лодок этого было недостаточно, поэтому в следующую зиму продолжили работы по укреплению северного участка.
Заготовку леса и камня для ряжей сделали заранее, до ледостава. По плану нужно было установить 1486 ряжей. Работы в зимний период по сборке и спуску ряжей шли быстро. За зиму 1864-1855 гг. опустили 4 сотни ряжей размером 6х4 метра.
Технология установки очень простая: на льду собирали сруб из нескольких венцов с дном, заполняли камнями, а затем прорубали лёд. На плавучей конструкции наращивали венцы и закладывали их камнем, конструкция постепенно опускалась на дно. Горизонтальное положение выравнивали канатами.
Для людей, занятых на спуске ряжей, на месте пришедшей в негодность одной из батарей соорудили барак с печами и кухней. Офицеров поселили в избах на полозьях, которые легко перемещались по льду двумя лошадьми.
Установка ряжей была отработана годами, сложнее оказалось обеспечить бесперебойную поставку бруса и камней к месту установки. Специальная группа рабочих занималась расчисткой ледяной дороги, выравниванием ухабов и наведением мостов через трещины во льду.
На сооружение подводных гряд было потрачено 3050 м3 камня. Возможно, этим можно объяснить наличие на дне Финского залива и у фортов части битых гранитных ступеней, колонн. Строительный брак из камня пустили на защиту города.
Вспомнили и про свайный частокол. В дополнение к ряжам было вбито 6000 деревянных 12-метровых свай с металлическим оголовком. Сваи забивались в грунт на 165-480 см, высота ниже ординара составляла 1,5 м. Попадая на свайное поле, суда не могли маневрировать и становились легкой мишенью для орудий фортов и батарей.
В мае 1855 года англичане и французы вновь начали подтягиваться к Красной горке. 8 (20) июня 1855 года отряд паровых судов англо-французской эскадры зашел на русское минное заграждение, сразу подорвались пароходофрегат и 3 парохода.
Союзники попытались вылавливать мины на шлюпках, но под огнем наших батарей занятие это оказалось неэффективным. Изучив сложившуюся обстановку, командование англо-французской эскадры пришло к заключению, что русские за год значительно укрепили оборону, «нападение на Кронштадт равносильно самоубийству».
Осада Петербурга вновь не состоялась, но Крымская война продолжалась, а значит, британцы с французами могли еще раз попытаться взять Кронштадт и Петербург.
Осенью 1855 года продолжили возводить систему частых свай, зимой усилили ряжевую преграду новыми конструкциями. На линии защиты построили еще несколько батарей, а старые реконструировали.
В итоге на юге от острова Котлин было создано свайное поле из двух участков 5 и 6,5 км в длину и ~2 км в ширину, на севере ширина свайного поля составила 1800 метров, а длина 25 км. Стена из ряжей преграждала весь Финский залив и подступы к незащищенному участку острова Котлин.
Защиту из свай, ряжей и молов продолжали поддерживать до 1864 года. Так в водах Финского залива появилась подводная крепость.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов вновь вспомнили про подводную крепость, досыпали молы, восстановили разрушенные ряжи. Сложно представить, сколько тысяч кубометров камня и грунта за всё это время накидали в Маркизову лужу...
За следующие сто лет море разметало ряжи, льды повытягивали сваи, большая часть ряжей уничтожена при строительстве дамбы (она проходит практически по той же линии, что и ряжевая преграда). Единичные сооружения еще сохранились, теперь они возбуждают умы альтернативщиков.
P.S. Мосты и причалы на ряжах строят и в наше время. На «Ютубе» есть канал «Север – родина смелых», на котором небольшая бригада рассказывает, как они восстанавливают мосты через небольшие лесные речки по дедовской технологии.