Найти в Дзене

Подводные крепости Петербурга

В Петербурге, в самом центре города, стоит Петропавловская крепость, на заливе многочисленные форты и батареи, про них мы знаем, слышали, видели. Но есть ещё крепости (остатки), скрытые от глаз горожан и туристов – подводные. Подводные крепости Петербурга – это фортификационные сооружения на дне Невской губы, закрывающие свободный проход кораблям к Петербургу, являются частью оборонительных укреплений на Финском заливе, в которые входят форты и береговые батареи. Финский залив мелкий и не пригоден для свободного прохождения судов с большой осадкой. Пройти к Петербургу можно было только по южному фарватеру, для его защиты построили форты, а северный участок долгое время оставался неприкрытым. Однако во время Аландской войны к Кронштадту подошла флотилия из 42 английских и 20 французских кораблей, в составе которой были канонерские лодки с небольшой осадкой, способные пройти отмели севернее острова Котлин и подойти вплотную к Петербургу. Аландская война – операции британо-французских вое

В Петербурге, в самом центре города, стоит Петропавловская крепость, на заливе многочисленные форты и батареи, про них мы знаем, слышали, видели. Но есть ещё крепости (остатки), скрытые от глаз горожан и туристов – подводные.

Подводные крепости Петербурга – это фортификационные сооружения на дне Невской губы, закрывающие свободный проход кораблям к Петербургу, являются частью оборонительных укреплений на Финском заливе, в которые входят форты и береговые батареи.

Финский залив мелкий и не пригоден для свободного прохождения судов с большой осадкой. Пройти к Петербургу можно было только по южному фарватеру, для его защиты построили форты, а северный участок долгое время оставался неприкрытым.

Однако во время Аландской войны к Кронштадту подошла флотилия из 42 английских и 20 французских кораблей, в составе которой были канонерские лодки с небольшой осадкой, способные пройти отмели севернее острова Котлин и подойти вплотную к Петербургу.

Аландская война – операции британо-французских военно-морских сил против военных и гражданских объектов на побережье Великого герцогства Финляндского в 1854-1856 годах, во время Крымской войны между Российской империей и союзными Францией и Великобританией.

В июне 1854 года англо-французская эскадра встала у Красной Горки, до Кронштадта оставалось пройти 10 морских миль. До штурма дело не дошло, получив разведывательные данные об организации обороны Кронштадта и подготовке его защитников к упорному сопротивлению, командующий Чарльз Нейпир не решился атаковать крепость.

На подходах к Кронштадту тогда выставили 609 мин (165 гальванических и 444 пиротехнических). Но не только мины остановили адмирала. У Чарльза Нейпира не было лоцманов, знавших здешние воды, а на флагманском корабле началась эпидемия холеры.

«Гости» решили поживиться небольшой морской крепостью Бомарзунд на Аландских островах. Уничтожив её, они перешли на осаду города Або (Турку), но к тому времени холера поразила французскую эскадру, которая вскоре ушла во Францию.

Враг ушел, но все понимали, что весной он вернется, поэтому зима 1854–1855 годов была использована для усиления укреплений Кронштадта и Свеаборга. Была поднята численность армии в Финляндии. Подступы к Свеаборгу тоже прикрыли минами, а у Кронштадта их численность увеличили вдвое. Но «гостям» приготовили еще один скрытый сюрприз – мощные подводные заграждения.

Первые мысли о преграждении свободного прохода кораблей к Петербургу возникли ещё во времена Екатерины II, в период нового обострения отношений со Швецией.

В царствование Александра I также назревала опасность нападения английского флота на Петербург. Тогда старые парусные корабли, выстроенные в линию, затопили между Лисьим Носом и Кронштадтом.

Первая подводная преграда от Кронштадта до Лисьего Носа была построена ещё в 1808-1810 годах, она была свайной, рассчитана на затруднение манёвра вражеского корабля в частоколе забитых в дно свай. Но уже через 30 лет она была разрушена штормами и льдами.

План расположения затопленных парусников и первой подводной свайной преграды 1808-10 гг.
План расположения затопленных парусников и первой подводной свайной преграды 1808-10 гг.

В 1844 году в связи с разрушением свайной преграды было решено построить ряжевую преграду, в результате были установлены 255 ряжей на расстоянии между ними в 6 метров. Тогда посчитали, что этого достаточно, и вопрос срочного строительства морских фортов на этом участке был снят.

И вот новый конфликт, но уже с реальной угрозой нападения на Петербург, а северный проход по-прежнему слабо защищен. На строительство фортов времени нет, поэтому было решено восстановить и возвести новые заградительные линии из ряжей, свай и насыпных валов.

Ряж – деревянный сруб заполненный булыжником и погруженный в воду. Ряжевая преграда не является полноценной крепостной стеной, ее задача сделать воды непроходимыми для кораблей. На ряжах строились первые форты Кронштадта и временные батареи.

С началом Крымской войны в 1853 году успели установить несколько ряжей, насыпать каменные валы и гряды. Из рапортов известно, что к апрелю 1854 года, пока позволял лед, спустили 78 штук ряжей. Но для остановки канонерских лодок этого было недостаточно, поэтому в следующую зиму продолжили работы по укреплению северного участка.

Заготовку леса и камня для ряжей сделали заранее, до ледостава. По плану нужно было установить 1486 ряжей. Работы в зимний период по сборке и спуску ряжей шли быстро. За зиму 1864-1855 гг. опустили 4 сотни ряжей размером 6х4 метра.

Технология установки очень простая: на льду собирали сруб из нескольких венцов с дном, заполняли камнями, а затем прорубали лёд. На плавучей конструкции наращивали венцы и закладывали их камнем, конструкция постепенно опускалась на дно. Горизонтальное положение выравнивали канатами.

Для людей, занятых на спуске ряжей, на месте пришедшей в негодность одной из батарей соорудили барак с печами и кухней. Офицеров поселили в избах на полозьях, которые легко перемещались по льду двумя лошадьми.

Установка ряжей была отработана годами, сложнее оказалось обеспечить бесперебойную поставку бруса и камней к месту установки. Специальная группа рабочих занималась расчисткой ледяной дороги, выравниванием ухабов и наведением мостов через трещины во льду.

Художник Тронь А.А. https://ar.culture.ru
Художник Тронь А.А. https://ar.culture.ru

На сооружение подводных гряд было потрачено 3050 м3 камня. Возможно, этим можно объяснить наличие на дне Финского залива и у фортов части битых гранитных ступеней, колонн. Строительный брак из камня пустили на защиту города.

Вспомнили и про свайный частокол. В дополнение к ряжам было вбито 6000 деревянных 12-метровых свай с металлическим оголовком. Сваи забивались в грунт на 165-480 см, высота ниже ординара составляла 1,5 м. Попадая на свайное поле, суда не могли маневрировать и становились легкой мишенью для орудий фортов и батарей.

В мае 1855 года англичане и французы вновь начали подтягиваться к Красной горке. 8 (20) июня 1855 года отряд паровых судов англо-французской эскадры зашел на русское минное заграждение, сразу подорвались пароходофрегат и 3 парохода.

Схема оборонительных сооружений на Финском заливе
Схема оборонительных сооружений на Финском заливе

Союзники попытались вылавливать мины на шлюпках, но под огнем наших батарей занятие это оказалось неэффективным. Изучив сложившуюся обстановку, командование англо-французской эскадры пришло к заключению, что русские за год значительно укрепили оборону, «нападение на Кронштадт равносильно самоубийству».

Осада Петербурга вновь не состоялась, но Крымская война продолжалась, а значит, британцы с французами могли еще раз попытаться взять Кронштадт и Петербург.

Осенью 1855 года продолжили возводить систему частых свай, зимой усилили ряжевую преграду новыми конструкциями. На линии защиты построили еще несколько батарей, а старые реконструировали.

В итоге на юге от острова Котлин было создано свайное поле из двух участков 5 и 6,5 км в длину и ~2 км в ширину, на севере ширина свайного поля составила 1800 метров, а длина 25 км. Стена из ряжей преграждала весь Финский залив и подступы к незащищенному участку острова Котлин.

Защиту из свай, ряжей и молов продолжали поддерживать до 1864 года. Так в водах Финского залива появилась подводная крепость.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов вновь вспомнили про подводную крепость, досыпали молы, восстановили разрушенные ряжи. Сложно представить, сколько тысяч кубометров камня и грунта за всё это время накидали в Маркизову лужу...

За следующие сто лет море разметало ряжи, льды повытягивали сваи, большая часть ряжей уничтожена при строительстве дамбы (она проходит практически по той же линии, что и ряжевая преграда). Единичные сооружения еще сохранились, теперь они возбуждают умы альтернативщиков.

P.S. Мосты и причалы на ряжах строят и в наше время. На «Ютубе» есть канал «Север – родина смелых», на котором небольшая бригада рассказывает, как они восстанавливают мосты через небольшие лесные речки по дедовской технологии.