Предыдущую публикацию по данной теме вы можете прочитать по этой ссылке.
У честных и добросовестных ортодоксов от исторической науки, красной нитью через произведения проходит недоумение от известной им информации и логические нестыковки в выводах. Буквально все обзорные книги по египтологии содержат противоречивые обобщения, допущения за гранью здравого смысла, которые приняты за аксиомы благодаря авторитету авторов. Если читать научную литературу по древней истории не как священное писание, можно найти немало интересных и показательных моментов.
Например, читаем Адольфа Эрмана «Государство, армия и общество Древнего Египта»:
«Стеснение и недоверчивость, с которыми принимали греков, не отпугивали их, и они жадно старались понять смысл старинной религии, который был так заботливо скрыт завесой тайн. Мы теперь понимаем, что эти тайны не имели глубинного смысла и что греческий философ стоял на более высокой ступени умственного развития, чем египетский жрец.
Но греки так никогда по-настоящему и не поняли этого, и чем молчаливее и сдержаннее вели себя жрецы, тем больше греки верили, что те владеют чудесными секретами. А когда они со временем узнавали эти тайны и понимали то, что было написано в священных текстах об Осирисе, Исиде и Горе, вера в мудрость египтян уже имела в их душах такие глубокие корни, что они не могли взглянуть без предубеждения на эти совершенно лишенные духовности мифы. Вместо того чтобы почувствовать их внутреннюю пустоту, греки толковали их согласно своим собственным философским идеям».
Проще говоря, греки были умные, умнее египтян, но ума понять, что они умнее, у греков не хватило. Или у Эрмана не хватило беспристрастности и логики?
«Теперь, когда мы научились понимать значение монументов, читать надписи и изучили литературу Древнего Египта, былой блеск угас, вместо прежнего "тусклого света религии" взошло безжалостное солнце науки, и мы видим древних египтян такими, какими они были на самом деле, - не лучше и не хуже других великих народов.
Старинная "мудрость" египтян в каких-то отношениях выглядит менее чудесной, а кое в чем стала даже казаться отвратительной, а их обычаи не более странные, чем обычаи любого другого народа, и не заслуживают ни нашего осмеяния, ни нашего почтения. В одном только отношении (в том, о чем сами древние думали мало) мы, люди современного мира, испытываем величайшее восхищение перед египтянами - из-за их искусства, которое достигло таких величия и самобытности, которые есть еще лишь у немногих народов».
Это в одном абзаце. С одной стороны, автор уничижительно отзывается о древних египтянах, ничего-де особенного. А с другой - «величайшее восхищение» теми самыми технологичными вещами, о которых мы тут и говорим. И о которых «сами древние думали мало». Откуда бы Эрману знать мысли давно умерших поколений?
Тем более, что:
«… наши источники информации при первом взгляде кажутся очень богатыми, но постепенно их число уменьшается, а те, которые у нас остаются, - очень односторонние и часто изображают или описывают одно и то же снова и снова - например, кормление скота и уход за ним представлены в сто раз чаще, чем ткачество или изготовление гончарных изделий. А многие занятия и обычаи, вероятно, считались слишком незначительными, чтобы их изображать. Мы не должны также отрицать, что египтяне могли пользоваться какими-то предметами (вещами), лишь по той причине, что не можем обнаружить изображения таких предметов (вещей) на памятниках».
«Чтобы нарисовать картину жизни в Египте какой-то определенной эпохи, мы должны с помощью воображения заполнять подробностями ту или иную часть этой картины, поскольку она никогда не бывает полной.
Нет никаких указаний на то, что это положение может когда-либо измениться».
То есть, запомним, что бОльшая часть построений в обобщающих монографиях египтологов – личные гипотезы и домыслы их авторов. Я пишу “обобщающих”, поскольку к первичному материалу – зафиксированным данным раскопок – претензий предъявить невозможно. Во-первых, потому что с сухой фиксацией фактов не поспоришь. Во-вторых, они в принципе не проверяемы: только те, кто копал, знают, насколько добросовестно были сохранены результаты. И на материалах раскопок можно, при желании, базировать самые разнообразные гипотезы, что является их несомненным достоинством.
Приведу несколько цитат из того же Эрмана, чтобы показать его «глубинную альтернативность». Я пишу с улыбкой, но насколько это шутка, судите сами:
«…Большие города и дворцы царей были построены из дерева и необожженного кирпича, и в оставшихся на их месте кучах обломков мы мало можем найти такого, что рассказало бы нам о жизни их обитателей».
Отмечаем разницу «сакрального» и «повседневного». Нехарактерную для человечества разницу. Дворцы правителей и храмы/гробницы люди строят на одном технологическом уровне.
«… жара и нехватка воды делали жизнь в этих горах к востоку от Нила крайне трудной, и мы не можем не восхищаться мужеством и упорством древних египтян, которые содержали сотни рабочих для разработки больших каменоломен в этом краю безжизненных скал».
А можем вспомнить, что «сотни рабочих» – чисто гипотетические, как следовало из вступительной части книги. В таком случае, мы будем восхищаться своей фантазией.
«С декабря по март воздух прохладен, и по ночам температура может понижаться почти до точки замерзания, но в течение остальных восьми месяцев года очень жарко, а в июле термометр показывает до 110 градусов по Фаренгейту и более (до 46° по Цельсию) в тени.
Жаркий юго-восточный ветер дует только с середины февраля до середины июня, но он часто усиливается, превращаясь в ураган, и приносит пыль, которая наполняет воздух и засыпает растения».
Сколько теоретических камней в минуту надо ставить на пирамиду, чтобы уложиться в 20 лет? И сколько часов в сутки можно работать при таком климате? Расчеты на бумаге и реальная жизнь сильно разнятся.
«Можно ожидать, что на плодородной египетской почве должен существовать необыкновенно богатый растительный мир; но, хотя растительность пышная, видов ее меньше, чем в любой другой стране, расположенной на той же широте. Деревьев очень мало. Единственные широко распространенные деревья - сикоморы и акация; но и они растут поодиночке, примерно так, как у нас липы или каштаны. Кроме них, есть плодовые деревья - финиковые пальмы, пальмы дум, смоковницы и другие. Нехватка древесины - настоящее бедствие для Египта».
Прощай, изобилие строительного леса, катков и салазок. Это не считая того, что огромное количество древесины было использовано в металлургии, для обжига керамики, да и просто для приготовления пищи. В средневековой Европе нехватка древесины была катастрофой, кстати, хотя пирамид там не строили.
«Какой бы легкой ни казалась жизнь египетского земледельца, в действительности она трудна, и ни один день не обходится без дел. Крестьянин никогда не может оставить свое поле без внимания, он всегда должен много работать - особенно перед разливом и во время разлива. …Весь этот труд, который выпадает на долю современных феллахов, нужно было выполнять и в древние времена, и нет сомнения, что он был тяжелым бременем для египетского народа».
Прощайте, армии сезонных рабочих. В общем, с крестьянами, подрабатывающими каменщиками не в сезон, и так проблем хватало. Высокий профессионализм предполагает узкую, явно несезонную специализацию. А низкий профессионализм несоизмеримо снижает эффективность стройки, вплоть до ее полного провала.
«Египет играл такую важную роль в мировой истории, что мы невольно имеем склонность считать эту страну большой по размеру. На самом же деле это маленькое государство: хотя его длина равна 912 км, площадь его всего лишь 32 360 км, то есть оно немного меньше Бельгии».
Бельгия на карте Европы:
Где еще есть столь незначительная по площади территория, на которой оставлено невероятное количество крайне трудозатратных объектов? Любое строительство всегда экономически подкреплено и практически всегда - экономически выгодно…. Кроме Древнего Египта и еще некоторых клочков территорий, на которых также прослеживается характерный след сложных древних технологий и знаний.
Подобным образом, критически, можно «разложить на запчасти» многие известные труды. Придираться? Да, именно придираться. Мы же договорились не считать произведения корифеев науки священным писанием. (М. Мартынюк)
Продолжение следует...
#история #древниецивилизации #загадкиистории #древниетехнологии #египет #древниеартефакты #египтология #наука