Найти тему

Нуриева Л. Г. Мой многолетний путь в логопедии

Напишу без лирики, просто по пунктам, для знакомства с Нуриевой Ларисой Геннадьевной, как со специалистом по развитию речи. У логопедов есть внутренняя специализация по работе с теми или иными речевыми нарушениями.

По тому пути, который я опишу, будет понятно, что я много и активно работала с алалией, дизартрией, с речевыми особенностями у детей с расстройствами аутистического спектра. Работая в речевой школе, неизбежно корректировала дисграфии и дислексии.

А вот с ринолалией, афазией и заиканием сталкивалась минимально, только если эти нарушения сопутствовали тем проблемам, которые уже перечислила.

Итак, вот мой послужной список.

Логопед-дефектолог высшей квалификационной категории

В 1984 году окончила с отличием РГПУ им. А. И. Герцена в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Учиться пошла именно туда, т. к. в моём школьном классе были дети с серьёзными речевыми проблемами. Помню, что мне было стыдно за одноклассников, которые дразнили ребят. Когда 10 классе стала выбирать ВУЗ, увидела, что можно выучиться на логопеда. И поняла - это то, что нужно!

В 1996-1997 г.г. прошла курс обучения в Институте Коррекционной Педагогики РАО в Москве по программе Психологическая коррекция и обучение детей и подростков с аутизмом.

Ещё в институте, под руководством проф. Е. С. Иванова, писала курсовую работу по аутизму. Тема тогда ещё не была "модной", но меня заинтересовала. На ловца и зверь бежит! Стали попадаться дети с РАС. Даже сложилась своя система работы.

Когда О. С. Никольская, руководитель лаборатории аутизма в Институте коррекционной педагогики при РАО, предложила пройти у них в Москве курс обучения с получением диплома, я согласилась.

До сих пор испытываю восхищение от работы блестящих профессионалов из команды Ольги Сергеевны! Чрезвычайно много полезного дал мне этот курс. До его прохождения я работала с детьми, не имея общего, можно сказать, Всемирного представления об аутизме. Курс Ольги Сергеевны позволил взглянуть на проблему не только с точки зрения логопеда, но и с ракурса психологии, психиатрии. Конечно, это сказалось на глубине моей работы.

Опыт работы

Спец.школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Туда я получила распределение после института. В речевой школе мне повезло работать рядом с Мастерами своего дела. Они превратили девочку с косичкой (да, у меня была коса!) в учителя, который может что-то дать детям. В рубрике "Ученики" есть истории из того периода моей работы.

Состав моего класса был очень разный по речевым нарушениям, но у всех детей были дисграфия и дислексия. Вся программа работы строилась таким образом, чтобы помочь детям научиться хорошо читать и грамотно писать.

Речевой д/с. Дети с диагнозами: дизартрия, ОНР.

После изменения семейного положения, в школу не вернулась. Начала работать в речевом детском саду. Группа была для детей с выраженной дизартрией. Постановка звуков шла красной нитью через всю мою работу. Как говорится, руку набила!

СПб Благотворительный Фонд "Отцы и дети". Работа с детьми, имеющими диагнозы : РАС, алалия.

Период работы в Фонде "Отцы и дети" 1997 г.
Период работы в Фонде "Отцы и дети" 1997 г.

В лихие 90-е у многих в нашей стране перекроилась жизнь. Я стала работать с фондом "Отцы и дети", который был создан для организации обучения и социализации детей с аутизмом. Больше 10 лет продолжалось наше сотрудничество. В этот период была полностью выстроена моя программа работы с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения. Получилось подготовить и опубликовать книгу с описанием методики.

ЦВЛ "Детская психиатрия", работа с детьми, имеющими тяжёлую речевую патологию.

Параллельно с работой в Фонде, начала организацию дневного стационара при психоневрологическом детском диспансере. У нас на первых порах была отдельная команда специалистов, которая спонсировалась благотворительной организацией из Германии.

Ниже ссылка на рассказ об одном из учеников, кто прошёл обучение в нашей группе в ЦВЛ.

Затем, когда стало понятно, что дело стоящее, ЦВЛ "Детская психиатрия" взял нас под своё крыло официально, с выделением ставок.

Мой кабинет в психоневрологическом диспансере. 2000 г.
Мой кабинет в психоневрологическом диспансере. 2000 г.

Работа в детской психиатрии невероятно расширила мои логопедические горизонты. Там пришлось работать более 10 лет со всеми вариантами речевой патологии и с возрастом от 2-х до 18 лет. Невероятный опыт!

В дневном стационаре. 2001 г.
В дневном стационаре. 2001 г.

В США с детьми с РДА.

Был в жизни этап, когда судьба забросила меня на целый год в другую страну. Получила очень интересные знания по работе с детьми-билингвами. Узнала особенности логопедической помощи, принятые у зарубежных коллег.

Работа в психоневрологическом центре Зайцева Д. Е. С детьми, имеющими тяжёлую речевую патологию.

Там столкнулась с трагическими историями болезни детей, т. к. доктор Д. Е. Зайцев специализировался на помощи детям с эпилепсией. Пришлось видеть детей, которые вошли в "статус", из которого не всем суждено было выйти. Нет ничего дороже жизни наших детей. Полностью приняла точку зрения Дмитрия Евгеньевича, что

если ребёнок бегает, прыгает, пусть не говорит, но при этом в сознании, бодр и весел - у этого малыша всё хорошо!!

При желании и упорстве родителей его можно всему обучить. Что мы и делали совместными усилиями врачей и педагогов Центра.

Ведение тематического блога для помощи родителям неговорящих детей в дальних регионах.

С октября 2021 года начала вести этот канал, потому что накопилось понимание, что огромное число детей на просторах нашей необъятной России не имеют возможности получить квалифицированную помощь. Интернет же пришёл практически в каждый дом. Значит мамам можно оказать реальную поддержку, обучая её вызыванию речи, если вдруг ребёнок не заговорил вовремя. Время - самый ценный ресурс. Пока родители сориентируются, пока поймут, куда и к кому нужно ехать, можно начать самим заниматься по предложенным на канале программам. Это реально делать независимо от финансового положения семьи, только начните, а там найдутся и Центры по развитию речи, и специалисты. Ведь вы уже сформировали первые речевые навыки, у ребёнка появился хотя бы звук [А]. Его уже охотнее возьмут на занятия, если представится такая возможность. В этом цель ведения моего блога, все материалы абсолютно открыты и доступны.

У каждого ребёнка должен быть шанс на диалог!

Не слишком кратко получилось, просто давно работаю.

Теперь вы знаете, что перед вами на канале

Автор программы по развитию речи у детей с РАС, моторной и сенсомоторной алалией.

Автор книги "Развитие речи у детей с РДА."

Приятно познакомиться с вами, уважаемые читатели!