Единственное, что я знала о конструктивизме в момент планирования похода в «Зотов», так это то, что направление связано с четкими конструкциями, геометрическими фигурами и НИЧЕГО БОЛЬШЕ).
Теперь, когда я познакомилась с историей самого здания Хлебозавода №5 и вышесказанным направлением, я готова поделиться приобретенной информацией и впечатлением с вами!
Факты:
• Рождение конструктивизма было связано с прошедшей революцией в 1917 году, руководство страны хотело перевернуть все с ног на голову, создавались специальные креативные группы по созданию абсолютно новых идей. Все понятное и ясное сводили в непонятливость, пытаясь найти новые смыслы в словах, красках, формах.
• Существовал некоторый парадокс – творческие группы были свободны в своем творчестве, но все же были ограничены тем, что их идеи рассматривались обязательно в рамках идей руководства страны.
• Художники и архитекторы больше не творили «искусство ради искусства», а смотрели прямо в настоящее, в практичную часть любого использования любого материала.
• Здания перестали быть просто красивыми, занимающими огромные площади, приветствовалась исключительная функциональность, так, активно начали строить многоэтажки, где можно было вместить максимально большое количество людей.
• Хлебозавод был построен в форме круга, что было абсолютно в новинку в послереволюционные годы. Завод функционировал по спирали с верхнего этажа, где были начальные этапы производства и до первого, где был склад уже готового хлеба. В первую очередь этапы построения здания основывались как раз таки на конструктивной деятельности (без потери времени и лишних движений).
Схема была настолько продуманна, что на этапе согласования в нее не верили и говорили о том, что такая идея была бы давно реализована в случае ее реальной функциональности. В итоге после построения завода процессы значительно ускорились, хлеб стал стоить в разы дешевле.
• Что меня удивило, так это то, что я проходила в институте на актерском мастерстве «Биомеханику» Мейерхольда, и, как оказалось, это одно из направлений конструктивизма.
В актерской академической практике существует всего три системы - по Станиславскому, где актер использует исключительно свои эмоции и чувства, по системе Мейерхольда, где играют роль по большей части физические действия. И система Чехова, в которой он объединил исследования предшественников в одно целое и внес свои коррективы.
Так вот, даже человек стал производством конструктивизма, от точных движений рождался образ, не от мыслей, не от чувств, а только от физических упражнений. Экономили физическую силу человека за счёт изгнания лишних, непроизводительных движений, ритмичности, правильного нахождения центра тяжести и устойчивости, создавая экономию времени. Нужно было, чтобы тело всегда было подготовлено к действию, для этого нужны были масса тренировок, физических упражнений для ускорения постановки задачи для актера и ее выполнения.
По ссылке одно из упражнений в практике В.Э. Мейерхольда.
https://youtu.be/E9kD8ca-Pd0
И это лишь самая мизерная часть того, что я узнала.
Выставка расставляет на свои места в голове предысторию становления архитектуры, структуры работы в абсолютно всех сферах общества. Все остальное непосредственно в культурном центре «Зотов».