Привет, народ! Знаете, чем я люблю заниматься больше всего на свете? Давать советы! В том числе себе. А сегодня я хочу поговорить о вещах, которые мешают начинающим авторам, а иногда вовсе оказывают медвежью услугу. Какие-то косяки я косячила сама, что-то находила у коллег по писательской песочнице. По-любому у новичка будут проблемы и смущающие моменты, но лучше, конечно, по возможности многого избежать. Ведь написать сразу роман непросто.
В этой статье я постараюсь не только обозначить проблемы, но и дать некоторые советы. И поэтому предупреждаю сразу: не все советы одинаково вкусны и полезны, надо всё пробовать и выбирать то, что подойдёт именно вам.
Для тех, кто видит мои статьи впервые. Я Ирина Фельдман, писатель в жанре фэнтези, автор более 10 книг. Сотрудничаю с издательствами "Эксмо" и "Альфа-книга".
Отсутствие конфликта
Конфликт это не только поспорить с учителем из-за двойки или пособачиться с продавцом на рынке. В литературе под конфликтом подразумевается более серьёзное и многогранное явление, которое обычно и становится катализатором сюжета. Главный герой вступает в противостояние с чем угодно, будь то собственные привычки или общество. Онегин неудачно вливается в провинциальную тусовку, Чацкий мечет бисер перед Фамусовым, Катерина переживает из-за измены, а Раскольников мучается мыслью "Тварь ли я дрожащая".
Даже в народных сказках сюжет начинается с конфликта. Мачеха отправляет в лес неугодную падчерицу, потому что завидует её красоте. Царь посылает сыновей искать невест, потому что его уже не устраивает их холостяцкое существование. Ленивый Емеля слезает с печки и топает к проруби с щукой, потому что боится остаться без подарка от братьев.
Если герой просто течёт по течению, это не так интересно и не вызывает у читателя сочувствия. Есть книги, в которых герои только кушают, гуляют и болтают со всеми о всякой всячине, но читателю трудно за них эмоционально зацепиться.
Совет. Обозначьте для себя цель книги. Что история должна дать герою? Что должен сделать герой? По силам ли это ему? Изменится ли он к концу книги?
Бесконечная история...
Условно писатели делятся на архитекторов и садовников. Архитекторы тщательно прорабатывают план книги, расписывают раскадровки сцен в черновиках. Им важно, чтобы все детали были на своих местах, чтобы один эпизод работал на другой. Создавая первую главу, они уже знают все ключевые моменты и чётко представляют, что будет в финале. Садовники же начинают писать книгу с минимальными ресурсами. Они примерно знают главного героя, а сюжет видят лишь в общих чертах. Пишут садовники полагаясь на вдохновение и интуицию. Большинство новичков выбирают путь садовника, ведь тогда на них не давят никакие рамки, а узнавать детали в процессе даже интересно и прикольно. Но это может быть опасно для неопытного автора.
- Сюжет теряет чёткость
- Плодятся лишние сюжетные линии
- Появляются ненужные герои
- Диалоги становятся бессмысленными
- Возникают пустые, ни на что не влияющие эпизоды
- Автор легко забывает, что было в первых главах
- Не видно конца и края
Новичок барахтается, как Маша в розовой каше, и в лучшем случае заканчивает книгу внезапным финалом. В худшем (а так обычно и бывает) книга остаётся недописанной.
Лично я работаю в смешанной технике. Но даже в книгах, где я позволяю себе побыть больше садовником, всегда есть прочный фундамент.
Совет. Перед написанием книги заведите файл или тетрадь для заметок. Обозначьте всех героев, влияющих на основной сюжет. Составьте список важных эпизодов. Если вы не уверены в финале, придумайте хотя бы пару вариантов, только учтите, что сюжет придётся вести к одному из них, иначе книга рискует превратиться в бесконечную историю.
Скудный словарный запас
Это проблема чуть ли не чаще всего бросается в глаза. В работах новичков можно заметить, что у персонажей и "слов автора" одинаковый набор лексики. И получается, что аристократы, клерки и пассажиры трамваев говорят на одном языке.
Так же новички любят использовать "какой-то" как палочку-выручалочку, и во многих случаях это выглядит беспомощно. "В комнату зашла какая-то девушка", "Он приехал из какой-то страны", "Мама сварила на обед какой-то суп". Согласитесь, в данном контексте "какой-то" превращается в бесполезный набор букв. Очень не хватает штрихов, чтобы получилось хотя бы "Он приехал из какой-то жаркой страны" (персонаж не знает, из какой конкретно, но примерно понимает).
У каждого человека есть активный словарный запас и пассивный словарный запас. Активный – это слова, которые он использует в быту, на работе, часто произносит их или пишет. А пассивный – это слова, которые человеку известны и понятны, но он ими не пользуется, потому что они не относятся к его деятельности (профессионализмы), устаревшие (историзмы) или даже наоборот, слишком новые и вызывающие неприятие. Писателю же приходится много обращаться к пассивному словарному запасу, чтобы сделать речь персонажей более живой и правдоподобной.
Совет. Когда я решилась написать первый осознанный роман, то сразу озаботилась лексическим наполнением. Я брала толковый словарь и выписывала в тетрадочку слова, которые меня чем-нибудь зацепили, а потом старалась их использовать в своём тексте.
Совет 2. Много читайте художественной литературы и обращайте внимание на новые или редкие в вашем обиходе слова.
Незнание матчасти
Начинающие авторы любят всё красивое и недосягаемое. Не всем интересно писать про повседневную жизнь, многим подавай истории о далёких берегах, космических кораблях и французском багете. Не скажу, что это плохо, ведь необычное цепляет. Да что там, почти все современные писатели росли на книгах Жюля Верна или комиксах "Марвел", а кумирами становились оригинальные личности вроде Человека-Паука и Джека Воробья. Если упомянуть чисто женские интересы, то можно вспомнить зарубежные сериалы с фазендами и миллионерами на яхтах. Вот хочется чего-то эдакого, чтоб сердечко трепетало. Я и сама не горела желанием писать про дядю Васю из соседнего подъезда, но для создания авантюрного романа в декорациях старой Праги пришлось ой как повозиться.
Но не все новички готовы изучать матчасть, чтобы не сесть в лужу из-за своего незнания. Многие, особенно совсем юные авторы, ориентируются на уже прочитанные книги и просмотренные фильмы, кто-то даже открывает пару статей на Википедии. Недостачу знаний стараются компенсировать фантазией, и зачастую это бывает смешно. Особенно, когда, допустим, на американские реалии наслаиваются наши.
Совет. Можно было просто сказать "Читайте книжки и будет вам счастье", но поделюсь лайфхаком, который мне не раз пригодился. Обращайтесь к специалистам или знающим людям. Не стесняйтесь задавать вопросы.
Нагромождение деталей
С этой проблемой обычно сталкиваются две категории авторов.
1. Авторы, которые перебарщивают с матчастью и стремятся повсюду вставлять лекции и энциклопедические справки.
2. Авторы, которые боятся, что читатель ничего не поймёт, если он не опишет каждую мелочь.
Бывает такое, что автор ради одной детали изучает кучу материалов и ему просто жалко оставлять это всё за кадром. И вот он пытается впихнуть в текст всё-всё, что узнал вплоть до исторических дат. Да, иногда это бывает познавательно, но по большей части выглядит неуместно и тормозит повествование. Например, героиня готовит на ужин креветки, а автор описывает, что это за креветки, в каком море водятся, чем питаются, кто их враг в естественной среде обитания, какая рыболовная компания их ловит, и почему вообще героиня выбрала эти креветки, а не другие.
В случае с боязнью непонимания текст только проигрывает от излишества деталей. Мне попадались работы, в которых за несколько глав не происходило ничего существенного, потому что авторы описывали чуть ли не каждый вдох героев и из-за этого никак не могли подобраться к сути.
Совет. Фильтруйте полученную информацию. Выбирайте самое важное для вашего текста. И помните, то, что не пригодилось для одной книги, вполне может оказаться полезным для другой.
Совет 2. Откройте вашу любимую книгу, выберите отрывок и посмотрите на него с технической точки зрения. Автор указал, в какой позе стоял герой? Описал полёт мухи? Рассказал про все безделушки на полках? А цвет обоев? А шум за окном? Вот видите, во время чтения многое за вас достроило ваше воображение. Позвольте же и вашим читателям чуточку пофантазировать.
Отсутствие редактуры
Простой и понятный пункт. Автор не работает над уже написанным текстом, не стремится поправить стилистику или подобрать более подходящую лексику. Не хочет менять поведение или описание героев. Причины также просты: автор либо считает, что всё и так идеально, либо боится посмотреть на творение рук своих и ужаснуться.
Совет. Вернитесь к тексту. Лучше не сразу, а через некоторое время, чтобы чуть-чуть его забыть и получить возможность посмотреть на него другими глазами. По возможности попросите помочь человека, которого считаете компетентным. Поверьте, вы обязательно найдёте то, что вам захочется поменять.
Избыток редактуры
Такое тоже бывает. Автор трясётся над своим текстом, без конца его шлифует и переписывает, пытаясь достичь идеала. Но всё хорошо в меру. Если постоянно сомневаться и переделывать, то книга может так и остаться недописанной.
Совет. Топтание на месте может сыграть с вами злую шутку. Расслабьтесь и пишите дальше.
На сегодня всё. Если у меня накопится материал по этой теме, напишу ещё одну статью.
А вам знакомы эти ошибки? Или вы не считаете их ошибками?
Моя группа ВКонтакте
Мой Телеграм-канал
#литература #фэнтези #книги #чтение #писательское #люблю читать #книжный блог #книжная полка #писатели