Найти в Дзене

Достопримечательности Пензенской губернии по версии справочника 1911 г. Часть 2. Селения.

Оглавление

Начало здесь.

Листаем дальше справочник за 1911 г. и из раздела "Храмы" переходим в раздел «Селения». Описание объектов буду цитировать из справочника полностью и выделять жирным шрифтом (с расшифровкой сокращений), а ниже писать свои комментарии и соображения на этот счет.

"Село Атемар (Саранского уезда). Находится в 15 верстах от города Саранска. Основан татарами, а впоследствии вошёл в русскую сторожевую черту; около него и теперь ещё видны профили батарей и вала".

Итак, Атемар – село в Лямбирском районе. Об упоминаемой русской сторожевой черте надо рассказать чуть подробнее.

Согласно книге «История мордовского народа и мордовского края в уникальных архивных документах» (2012) в XVI – первой половине XVII в. мордовский край располагался на юго-восточной окраине Русского государства, который весьма часто подвергался набегам крымских татар и ногайцев. Такая обстановка требовала решительных мер по укреплению границ и их защите. Во второй половине XVI в. началось строительство Большой засечной черты, восточная часть которой охватывала зону понизовых городов – Кадома, Темникова, Алатыря, Тетюш. В первой половине XVII в. правительство Михаила Фёдоровича, затем Алексея Михайловича предпринимает новые меры по защите южных и юго-восточных границ, в том числе на территории мордовского края. В 1638–1653 гг. сооружаются новые засечные черты и укрепленные линии: от Сурского острога на Атемар, Саранск, Шишкеево, Инсар. Именно крепость Атемар была одной из первых на этой черте, и черта стала называться Атемарской. Позднее она получила название Саранской в связи с переносом центра черты в Саранск. Основным назначением данный участка стала защита земель от набегов крымских и ногайских татар две большие дороги: Крымскую (из Крыма в Казань) и Сурскую (из Прикаспия в Москву и Нижний Новгород).

Атемар на карте Саранского уезда. Конец XVIII в. Место крепости отмечено.
Атемар на карте Саранского уезда. Конец XVIII в. Место крепости отмечено.

В справочнике также написано, что Атемар «основан татарами». Здесь, видимо, имеются в виду служилые люди, в число которых входили мордва и татары.

Земляные укрепления Атемарской крепости сохранились до настоящего времени и отлично просматриваются. Как видно по фото, сейчас большая часть площади бывшей крепости занята кладбищем. СКМ «Атемарская крепость» отмечают, что кладбище, предположительно, возникло в начале XIX века, когда от крепости остались только насыпи. Бесхозная территория стала использоваться по новому назначению.

Современный вид места, где стояла атемарская крепость. Источник фото https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.jpg
Современный вид места, где стояла атемарская крепость. Источник фото https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.jpg

"Село Брод Каменный (Краснослободский уезд). По преданию, назван так потому, что в том месте, где теперь находится село, проходил через реку в брод Иоанн Грозный во время своего похода на Казань".

Село Каменный Брод сейчас входит в состав Ельниковского района. У вышесказанного предания, которое я уже не раз встречаю в той или иной вариации, нет никаких подтверждений. В памятной книжке Пензенской губернии за 1865–1867 гг. данная легенда тоже приводится, однако с припиской, с которой я полностью согласна: «достоверность предания о Грозном во всех отношениях очень сомнительна».

Приведу вам наиболее реалистичную, на мой взгляд, версию о происхождении села. Иван Замотаев в книге «Ельниковцы» пишет: «Село Каменный Брод раскинулось в живописной пойме реки Мокши. Название – термин: брод – мелкое место в реке, возможное для перехода в проезд. Определение каменный указывает, что населенный пункт обосновался у реки с каменистым ложем. Население – русские. Село основано в XVI столетии темниковскими служилыми людьми».

Село Гарт (Саранского уезда). Здесь в XVIII в. существовал казенный поташный завод (гартовый), впоследствии чего означенное село и получило своё настоящее наименование.

Гарт - село в Большеберезниковском районе. Иван Корнилович Инжеватов в своей книге «Топонимический словарь» пишет, что это «название-термин: гарт «шлак, остатки поташного производства». Такие названия свидетельствуют, что владельцы населенного пункта занимались будным производством, то есть производством химических продуктов из древесины: смолы, дегтя, поташа, селитры. Остатки будного производства (уголь, зола) назывались гартом. Этим термином обозначались и деревни, жители которых занимались будным производством.

"Село Голицыно Архангельское (Саранского уезда). Бывшая вотчина князей Голицыных. Знаменито тем, что почти все жители его в настоящее время занимаются нищенством как промыслом, и не только в пределах Пензенской губернии, но почти по всей России, нося специально по этому названию «калил».

Итак, жители села Архангельское Голицыно (совр. Рузаевский район) это профессиональные нищие? Об этом факте я слышала немало баек, вот только байка ли это? Ответ, который меня устроил, я нашла в публикации доктора исторических наук Т.М. Гусевой «Калуны, калилы, или «нищие промышленники» Саранского уезда» (Центр и периферия, 2015, № 2). Татьяна Михайловна пишет: «В XIX в. существовали выражения – «голицинский нищий», «ты просишь, как голицынский нищий», которые употреблялись не только в Пензенской губернии, но и далеко за ее пределами для характеристики человека, умеющего что-нибудь выпросить. Эти выражения имело непосредственное отношение к жителям с. Архангельское Голицыно Саранского уезда Пензенской губернии, где было развито профессиональное нищенство. Здесь оно превратилось в профессию, сделалось источником обогащения. Село Архангельское Голицыно стало в Пензенской губернии своего рода центром по подготовке «оригинальных специалистов», которые пользовались всероссийской известностью. Из этого центра нищенство распространялось и в другие ближайшие села, охватывая довольно большой район. Профессиональное нищенство было организованным промыслом с определенным временем выезда и возврата, местами сбора, своими обычаями, жаргоном, героями и драматургией».

Село Могилёвка (Инсарский уезд). Здесь, по преданию, записаному со слов академика Калачевым, в 1750 г. в сельском пруде Саранский протопоп крестил мордву, бывшую в то время язычниками.

Могилёвка, она же Могиловка, Маглока, Сидоровка, Рождественское и Пушкино (совр. Рузаевский район). Последнее название официально закрепилось в 1939 г. Краевед С.Б. Бахмустов в книге «Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия» упоминает, что мокшанское население данного села было крещено в середине 1740-х гг. Предание вполне имеет место быть!

Село Макаровка (Саранский уезд). Старинная вотчина Полянских. В настоящее время по своему внешнему виду усадьба эта со своим роскошным барским домом, вековым садом и оградой с башнями напоминает средневековый замок. При усадьбе имеются 2 церкви, в одной из коих (летней) находится мраморная гробница одного из бывших владельцев Макара Полянского, а в другой (зимней) есть «тайник», где долгое время хранился очень ценный архив рода Полянских. По просьбе графини П.С. Уваровой архив этот передан для разбора в Императорское Московское Археологическое Общество.

О Макаровке я уже рассказывала здесь, поэтому повторяться не буду. Скажу лишь об архиве. Что за графиня П.С. Уварова, которая попросила передать архив для разбора? Тут все просто. Прасковья Сергеевна Уварова была русским ученым, историком и археологом. С 1885 г. она была председателем Московского археологического общества.

Прасковья Сергеевна Уварова. 1899 г. Источник фото https://humus.livejournal.com/7419220.html
Прасковья Сергеевна Уварова. 1899 г. Источник фото https://humus.livejournal.com/7419220.html

В 1898 г. в издании «Древности. Труды Археографической Комиссии Императорского Московского Археологического Общества» (Т. 1. Вып. 2) вышла статья Сергея Петровича Олферьева, который был членом этого общества и посетил Макаровку. В это время в имении уже проживали другие владельцы – Тепляковы. В статье С. П. Олферьев пишет, что, согласно сведениям местного священника, отца Михаила Охотина, «самое интересное и очень многое вывезено госпожей Смирновой, урожденной Полянской, которая в настоящее время живёт за границей, после того, как их родовое имение Макаровка перешло в другие руки».

Итак, самая интересная и ценная часть архива Полянских была вывезена за границу. Но кое-что осталось, и эти документы не вошли в церковную опись. С. П. Олферьев пишет: «Два огромных сундука и ящики, битком набитые бумагами, составляют часть того, что кучами, в страшном беспорядке, навалено по углам комнаты. Состояние архива ужасное! … Все покрыто голубиным помётом, несомненно, ничей глаз уже долгие годы не проникал сюда и одни обитатели этого архива – голуби, бесцеремонно устраивали свои гнезда среди ветхих бумаг и портили документы, имеющие может быть, большое историческое значение».

Видимо, после своего визита С. П. Олферьев вывез остатки архива Полянских в Московское Археологическое Общество, чтобы спасти его от гибели.

Теперь о загадочном «тайнике» который упоминался в том числе и в предыдущей статье. С. П. Олферьев охарактеризовал его следующим образом: «Взобравшись на чердак церкви, я нашел там довольно большую квадратную комнату с печкой и с заделанным окошком в алтарь; здесь по преданию, скрывался один из Полянских от взора пугачевцев и сюда из алтаря ему подавали пищу».

Как мы видим, впоследствии данный тайник, находившейся в здании зимнего храма Михаила Архангела, стал хранилищем архива рода Полянских и перестал существовать в 1930-х гг., когда данный храм был уничтожен.

Рекомендую вам ознакомится с чудесным фильмом о Макаровке...

«Село Посоп (Саранского уезда). Пригородное селения г. Саранска. Здесь, по преданию, во время Пугачевского бунта были поставлены виселицы, на которых было повешено до 300 человек. Здесь же «во дни оны» неподалеку от церкви на бугре было небольшое укрепление, так называемый «Инзерский острог», который в отношении Саранска имел значение передового форта – вспомогательного укрепления, отчего, может быть, и получил свое название «Посоп».

Действительно, село Посоп, которое с 1958 г. вошло в состав Саранска, тесно связано с историей пребывания Емельяна Пугачева в городе. На пойменном лугу между Саранском и Посопом, у сторожевого вала расположилось его войско и главная ставка.

Цифра в 300 казненных дворян фигурирует в разных источниках. А. С. Пушкин в «Истории пугачевского бунта» (1834) пишет, что «27 июля Пугачев вошел в Саранск. Он был встречен не только черным народом, но духовенством и купечеством… Триста человек дворян всякого пола и возраста были им тут повешены; крестьяне и дворовые люди стекались к нему толпами».

М. Шанин. встреча Пугачева жителями г. Саранска. 1980 г.
М. Шанин. встреча Пугачева жителями г. Саранска. 1980 г.

В книге «История мордовского народа и мордовского края в уникальных архивных документах» (2012) отмечено, что виселицы были установлены возле палатки Пугачева. «В его ставку начали свозить дворян и купцов, которых вешали после короткого допроса. По словам статского советника В. И. Беккера, в Саранске «триста человек граждан обоего пола, не исключая и невинных младенцев, тут же преданы были казни…».

На месте, где находилась ставка, на углу улиц Короленко и Волгоградской, в 1985 г. был установлен памятник Емельяну Пугачеву.

Далее в тексте упоминается Инзерский острог, который располагался на Посопе и находился «неподалеку от церкви на бугре». Данный острог был построен одновременно с Саранской крепостью в 1641 г. В книге «История мордовского народа и мордовского края в уникальных архивных документах» (2012) читаем его описание: «Вал земляной, около того валу дубовой стоячий острог, в том остроге в стенах проезжих две башни, наугольных две ж…».

Инзерский острог располагался между современными улицами Волгоградская и Курская. Там сохранились фрагменты вала, а также юго-западный и юго-восточный быки крепости. Сейчас эти остатки сооружений являются памятником археологии федерального значения (постановление Совета Министров Мордовской АССР № 596 от 16.09.1970). К сожалению, памятник постепенно разрушается. На его территории находятся частные дома и огороды.

Инзерский острог на карте Саранского уезда. Конец 18 века.
Инзерский острог на карте Саранского уезда. Конец 18 века.

Село Покрышкино (Саранский уезд). Родина поэта Полежаева.

Действительно, это так. Александр Иванович Полежаев провёл детские годы в Покрышкино (совр. Ромодановский район), в имении своего родного отца Леонтия Николаевича Струйского, (с весны 1810 по август 1816 г. ). После этого в возрасте 12 лет Л. Н. Струйский увёз Александра на учебу в Москву, в пансион швейцара Визара.

Гравюра с акварельного рисунка, выполненного Е.И. Бибиковой. Печаталась в издании Суворина 1889 г.
Гравюра с акварельного рисунка, выполненного Е.И. Бибиковой. Печаталась в издании Суворина 1889 г.

Село Ромоданово (Саранского уезда). Старинная вотчина князей Ромодановских. В старину жители Ромоданова почти все занимались «будным делом», т.е. поташным промыслом.

Итак, село Ромоданово, ныне Ромодановский район. В прошлом населенный пункт имел три названия: Кош-Помра, Никольское и Ромоданово. Последнее название является антропонимом и связано с владельцами села. В жалованной грамоте царя Михаила Фёдоровича, данной в 1622 г. стольнику князю И. И. Ромодановскому, указано, что ему стали принадлежать 200 четей земли в деревне Кош-Помра Алатырского уезда.

Теперь о «будном деле». А.И. Герасимов в книге «Ромоданово» приводит две точки зрения. Процитирую обе:

1) Один из первых исследователей истории села Ромоданова Н. Охотский писал в 1882 году следующее: «Лет 350 тому назад, точнее сказать, в царствование Ивана Васильевича Грозного … на месте описываемого села были так называемые «поселки» с ограниченным числом жителей… сюда, как в глухой и малонаселенный край, в старину были препровождаемы на поселение… в видах исправления, люди, замеченные в разных проступках. Такие поселенцы, по рассказам старожилов, долго назывались людьми «будными», потому что для них не было тут ни воскресных, ни праздничных дней и вообще находились здесь в таком положении, какое у нас на Руси типически называется каторгой. Вот почему и в настоящее время население Ромоданова отличается от обитателей других сёл Саранского уезда большим разнообразием сословий. родом занятий, а также и образом жизни». Как видно, на основе этих «посёлков» и возникла в XVI столетии деревня, получившая своё название по наименованию местности Кошпомра.

2) Основным районом производства поташа в России в XVII веке был район северной части Мордовии. В него входило и Ромоданово. Поташное заведение и селение при нём называлось будным станом (майданом). Возвращаясь к описанию первоначального поселения на месте нынешнего Ромоданова, сделанному Н. Охотским, можно предположить, что «поселками» с ограниченным числом жителей во второй половине XVI столетия могли здесь быть будные станы с селениями при них. Одновременно приобретает более широкое звучание понятие «будные» люди в Ромоданове. Этими людьми могли быть именно работники будных станов.

Село Рузаевка (Саранского уезда). Здесь в конце XVIII столетия была первая частная типография в России, принадлежавшая владельцу села Рузаевки Струйскому. Согласно записок князя Долгорукова, бывшего Пензенского вице-губернатора, здесь был в старину замок в 3 этажа с огромными залами, прекрасный сад и 2 больших храма, в одном из коих были мраморные стены с роскошной живописью, богатая утварь и ценная ризница. В настоящее время, то место, где была усадьба Струйского, принадлежит женскому Пайгармскому монастырю.

Рузаевка ныне является городом, центром Рузаевского района. И действительно, в Рузаевке находилось обширное имение Струйских, от которого ныне не осталось и следа. Строил рузаевский дом Николай Еремеевич Струйский, гвардейский прапорщик в отставке. Строительство началось после его свадьбы, состоявшейся весной 1772 г. Его женой была Александра Петровна Озерова.

Ф. С. Рокотов. Портрет Николая Еремеевича Струйского. 1772 г. Хранится в Третьяковской галерее.
Ф. С. Рокотов. Портрет Николая Еремеевича Струйского. 1772 г. Хранится в Третьяковской галерее.
Ф. С. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772 г. Хранится в Третьяковской галерее.
Ф. С. Рокотов. Портрет Александры Петровны Струйской. 1772 г. Хранится в Третьяковской галерее.

Дом окружали различные хозяйственные постройки: флигели, крестьянские избы, Троицкая церковь, а также оранжерея и парк. В начале XIX в. рядом с Троицким храмом была построена Покровская церковь. Также в имении находилась типография, в которой Николай Еремеевич Струйский печатал как свои стихи, так и понравившиеся ему произведения. Книги отличались изысканными переплетами, дорогой бумагой, шрифтами, оформлением. Зачастую вместо бумаги использовался шелк, атлас.

Н. Е. Струйский умер в 1796 г. Его вдова Александра Петровна скончалась в 1840 г. Согласно завещанию, рузаевское имение унаследовала одна из ее дочерей – Маргарита Николаевна, которая, видимо, не смогла управлять обширным хозяйством, и оно стало приходить в упадок. Усадьба просуществовала до 1866 г. после чего ее продали Пайгармскому монастырю. Монахини разобрали величественный дом-дворец используя в дальнейшем кирпичи для монастырских построек.

Троицкая и Покровская церкви, находившиеся рядом с главным домом, также не дожили до наших дней. Сначала, в начале XX в. по причине ветхости была разобрана Троицкая церковь, а в начале 1950-х и Покровская. В настоящее время в Рузаевке, на том месте, где стоял дом Струйских, находится рузаевская школа № 9.

Рекомендую вам также посмотреть интересный фильм о рузаевском имении.

Имение Струйских в Рузаевке. Художница Бакаева Юлия. За основу картины была взята реальная фотография имения, опубликованная в 1915 г. в журнале "Столица и усадьбы".
Имение Струйских в Рузаевке. Художница Бакаева Юлия. За основу картины была взята реальная фотография имения, опубликованная в 1915 г. в журнале "Столица и усадьбы".

Заштатный город Троицк (Краснослободского уезда). Бывшая вотчина бояр Романовых.

Троицк - село в Ковылкинском районе. О Троицке и его связи с Романовыми я уже писала здесь, поэтому не буду повторяться. Сошлюсь лишь на краеведа С. Б. Бахмустова, который в своей в книге «Материалы к энциклопедии «Православная Мордовия» подтверждает информацию из справочника, обозначая Троицк как «личное владение царской семьи Романовых».