Задача тренера сводится к подбору заданий для преимущественного развития развития реакции нейтрального типа, например, чередование наступательных и оборонительных действий во время учебно-тренировочных поединков, и другие.
Боевое мышление — процесс обобщённого отражения действительности в поединке, восприятия, без которых немыслим анализ движений и действий. Боевое мышление использует наблюдательность, зрительную память и воображение спортсмена. Его тактическое мышление во время поединка призвано создавать такие ситуации, которые выгодны для себя, но невыгодны и неожиданны для соперника. Выбор имеющихся вариантов для достижения поставленной цели — предмет уже оперативного мышления.
Для формирования тактического мышления в процессе проведения учебно-тренировочных поединков тренеру нужно умело подбирать спортсмену различных по манере ведения поединка соперников, моделировать как отдельные отрезки поединка, так и поединок в целом. Совершенствование тактического мышления бойца-единоборца оттачивается на соревнованиях, регулярные выступления в которых являются эффективным средством повышения его психологической устойчивости и спортивного мастерства.
Комментарий. Психологическая подготовка спортсмена к предстоящим соревнованиям определяется целями и задачами, которые ставятся перед ним в конкретном соревновании. К ним относятся: определение основной цели выступления, изучение сильных и слабых сторон соперников, формирование твёрдой уверенности в своих силах и возможностях для достижения успеха, преодоление тревожности и отрицательных эмоций перед соревнованиями, создание готовности к высоким волевым и физическим напряжениям, стрессам, способности быстро перестроиться и настроиться на следующий поединок.
Заключение. Итогом психологической подготовки бойца-единоборца должно стать преодоление чувства страха, состояние постоянной боевой (со спортивной точки зрения) готовности, а также состояние душевного комфорта, основанное на уверенности в себе, способности управлять своими эмоциями. И как отмечалось ранее, важная роль здесь отводится тренеру-наставнику и коллективу, в котором воспитывается и закаляется дух бойца-единоборца.
Сила, техника и сознание — своего рода этапы становления бойца-единоборца, в своей органичной связи между собой ведущие к гармонии. Но для гармонии, для становления личности и мастера с большой буквы нельзя не учитывать умственное воспитание в тесной связи с нравственным и эстетическим. Так, как это существовало ещё в Древней Греции — в Афинах и Спарте, где наряду с греческой гимнастикой (включающей бег, прыжки, метание копья и диска, борьбу, кулачный бой, панкратион, плавание, верховую езду, стрельбу из лука, игры с предметами, военные игры и многое другое), юноши изучали политику, философию, литературу, занимались хоровым пением, музыкой, танцами. В результате такой греческой воспитательной системы и военной организации в своё время была создана сильнейшая греческая пехота, которая долгое время считалась непобедимой.
Всё описанное выше в плане психологической подготовки относится в большей степени к любительскому спорту, на период психологического становления молодого бойца-единоборца. В профессиональном спорте к процессу уже подключаются специалисты-психологи.
В итоге, многолетние занятия спортом, и смешанными единоборствами в частности, предопределяют дальнейший стиль жизни спортсмена после завершения спортивной карьеры, где огромное значение имеет полученная психологическая подготовка и закалка. Целеустремленность, упорство, высокая работоспособность, организованность, спокойствие и выдержка, стрессоустойчивость — вот не весь перечень качеств, которые дает спорт и занятия единоборствами для повседневной жизни.
Сергей Липатов
Москва, Россия