Найти тему
Чтец смыслов

Отчего же Суд Божий будет страшный?

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский

Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал (Еф. 6.8)

Картина Страшного Суда Божия!

Когда в определенное от Бога время придет кончина мира сего, солнце померкнет и луна не даст своего света, звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются, небо и земля мимо идет — тогда при­дет Христос Спаситель наш второй раз, во славе неизреченной, окру­женный великим сонмом Ангелов Своих, и тогда сядет Спаситель на престоле славы Своея. И соберутся пред ним все народы земли: все, от Адама до последних дней, все предстанут перед Богом Судиею — умер­шие будут воскрешены Богом и оставшиеся в живых изменятся своим телом.

И начнется Страшный Суд Божий!

Отчего же Суд Божий будет страшный? Ведь судить будет не какой-либо несправедливый и жестокий человек, а Всемилостивый и Право­судный Господь!

Суд Божий для нас, грешных, потому будет страшным, что откроет­ся пред всеми вся наша жизнь земная, со всеми ее малейшими чертами. Развернется книга жизни людей, и в ней сами мы и все люди прочтут не только то, что мы делали, но и что говорили и даже о чем мы дума­ли. А как много нравственно нечистого и скверного в нашей жизни есть и было, что мы заботливо от человеческого взора скрывали. И вот это для всех станет явным. Какой стыд, какой позор будем тогда мы чувствовать, мы, грешники!

Божий Суд будет для нас страшным и потому, что на нем Господь потребует ответа обо всей нашей жизни. Каждому из нас, по мере на­шей силы, даются от Бога различные таланты. А всем нам, православ­ным, дан от Бога величайший талант — святая православная вера. Гос­подь Бог наш, Творец и Промыслитель, спросит нас: помогали ли мы людям словом или делом, кормили ли голодных, одевали ли нищих, утешали ли сидящих в темницах, помогали ли сиротам и вдовицам, сияли ли мы чистотою своей жизни так, чтобы все неправославные, видя наши добрые дела, прославляли Отца Небесного.

И вот окажется, что мы жили для себя, были черствы и жестоки к чужому горю, окажется тогда, что мы, считаясь православными хрис­тианами, вели жизнь хуже язычников, так что через нас уничижался и Сам Христос Бог, Коего последователями нас считали.

Но самое страшное в этом Суде Божием то, что он есть суд оконча­тельный — навеки. Уже другого суда не будет.

Когда мы стоим перед человеческим судьей, мы утешаемся, что высший суд рассудит наше дело в добрую для нас сторону. А если и выс­ший суд человеческий нас не утешит, мы надеемся на другую жизнь, где правда засияет. Но выше Суда Божия ничего нет. И что Господь из­речет, то и будет окончательно, бесповоротно, навеки. Какими же страшными должны быть слова Праведного Судии Бога, которые Он скажет всем грешникам-отступникам: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 41, 46).

Когда эти наши суждения услышал бы человек неверующий, он, ве­роятно, сказал бы: зачем же и жить человеку на земле, если впереди его ждут вечные мучения? И что за такой суровый Судия, Который так строго карает Свои создания?

Этот человек неверующий был бы прав, возлюбленные, если бы Суд Божий состоял в одних лишь наказаниях. Но Суд Божий и обста­новка его и всего второго пришествия Христа Спасителя для тех, кто любит Христа Спасителя всем сердцем, кто служит Ему, молится и признает Солнцем всей своей жизни, для всех последователей Хрис­товых, — будущее пришествие Спасителя для суда над миром есть явле­ние желанное. Ведь тогда, во второй раз, Спаситель наш придет не в уничижении, как в первый раз, а в великой славе. Тот Самый Иисус Христос, Которого многие люди не хотели и признавать на земле, над Которым смеялись и не считали Богом, а иные даже говорили о Нем, что Он не существовал вовсе, — Он предстанет пред всеми народами как Бог и Судия всех.

Второе пришествие Христово и Суд Его над миром — это величай­шее прославление нашего Спасителя и Бога! Это ли не радость для всех Его последователей, живущих на земле для Его прославления сре­ди людей! И в те моменты, когда земля, на которой мы живем, разру­шится и весь мир вместе с нею, и будет царить ужас и отчаяние среди людей, отступивших от Бога и Его забывших, на душе у последователей Христовых будет покой и ожидание блаженства, как о сем говорит Сам Спаситель: И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние на­родов и недоумение... люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются, и тогда увидят Сы­на Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою. Когда же нач­нет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 25-28).

Господь будет строг ко всем нашим худым делам, словам и мыслям. Но Он же воздаст каждому и за доброе слово и дело, и даже мысль. Каждое слово доброе, каждый стакан воды, поданный нищему, — все это будет оценено Богом во сто крат. Давайте, и дастся вам: мерою доб­рою, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам (Лк. 6, 38).

Ты накормил голодного, приютил сироту, защитил вдовицу, уте­шил узника и странника — все это Господь примет, как если бы сделал это Самому Ему. А если ты заблудшего брата твоего, пребывающего в неверии и расколе, обратил к Богу и Его Святой Церкви — ты помог собственной душе своей. Если стыдно будет нам, когда узнают люди на­ши недобрые мысли о них, то отрадно станет нам, когда ближние наши узнают, что к ним всегда мы чувствовали любовь и желали им только добра.

А вечная блаженная жизнь будущая, когда забыты будут и слезы, и печали, когда не будет злобных нападок со стороны сатаны и слуг его, — жизнь в кругу святых Ангелов и угодников Божиих, а главное, в общении со Сладчайшим Богом — что может быть более светлого и блаженного!

А ведь все это откроется и начнется для последователей Христо­вых и в полной мере — только после второго пришествия Христова и Страшного Суда Его, как вещает нам Сам Спаситель: Посему как соби­рают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и де­лающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скре­жет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 40-43).

О, если бы, возлюбленные, Господь Бог не лишил и нас этой бла­женной жизни! О, если бы и все заблудшие братья наши порвали с не­верием и жизнью без Бога и направили бы всю свою жизнь в сторону Бога и Его Святой Церкви!

Будем о них молиться Милосердному Богу, а сами будем со страхом соделывать свое спасение, будем следить за каждым своим делом, сло­вом, мыслью, чтобы и нам всем услышать тот блаженный глас Спасите­ля нашего и Судии: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский.

Творения. Т. II. Тверь, 2005