Этот текст является третьей частью "трейлера" проекта "Учебник Холмогорова". То есть краткого изложения основных тезисов и тем, на основе которых будет делаться большая книга. Трейлер удобен тем, что позволит проследить основные идеи и логику будущей книги от начала и до конца. От него не следует ждать стройности, литературной проработанности и подробностей. Это только "скелет" материала. Замечания и пожелания можно высказывать в этом телеграм-канале. Если возникает желание поддержать проект, всегда можно сделать перевод на карту: 2202205092076618
Часть 1. На пути к цивилизации | Часть 2. Протоцивилизации неолита
Обитавшие в Великой Степи наследники группы R, некогда объединявшей сибирских охотников верхнего палеолита, усвоили от соседей-трипольцев основные идеи первого и второго этапов неолитической революции. Земледелие в климате Восточной Европы на том уровне технологий было малопродуктивным, а вот возвращение выведенных крупных копытных в грандиозный травяной биом Великой Степи, диета, основанная на молоке, передвижение на повозках - всё это создавало образ жизни идеально соответствующий степным просторам.
Древние индоевропейцы приручили или (если верна "мадленская гипотеза") возродили приручение лошади, сделав её тягловым и верховым животным. Корова, из которой можно "выдоить всё, что пожелаешь" и лошадь оказались естественно в центре индоевропейского религиозного культа. Большую роль в этом культе, наряду с молоком, играл напиток "хаома", приносивший видения. Приверженцы этого культа первоначально именовали себя "усердствующими" - или arya (отсюда "арии") и мыслили себя как сплоченную группу (весьма обширную) противопоставленную остальным.
Индоевропейцы сохраняют чрезвычайно воинственный охотничий тип культуры верхнего палеолита. Большие стада представляли собой богатство, которое возможно было отнять и которое следовало охранять. А значит нужна их вооруженная защита. Нужны крепкие парни, которые будут готовы неутомимо защищать стада или отнимать стада у соседей. Сословие воинов (кшатриев), как и сословие жрецов-мудрецов (брахманов) рано выделяются в специальные социальные страты. Представление о мире у ариев приобретает трехфункциональный характер. Один аспект связан с мудростью и религией, второй с войной и гневом, третий - с экономической деятельностью и богатством.
Еще одной характерной чертой древних индоевропейцев стали сложные погребальные ритуалы при похоронах своих предводителей и создание масштабных погребальных сооружений – курганов, внутри которых, зачастую, заключены не менее масштабные мегалитические структуры. Эта черта была связана с ранним выделением в ариев развитого представления о царской власти.
Чрезвычайно рано у индоевропейцев начала развиваться металлургия. Они в числе первых освоили выплавку меди, далее бронзы (сперва с примесью мышьяка, а затем олова). Значением металлургии для пастухов, постепенно переходивших к кочевничеству, было весьма велико - медные и бронзовые орудия и оружие служили долго, в отличие от каменных и количество инвентаря, который требовалось перевозить с собой со стоянки на стоянку, резко сокращалось.
Если источником экономического влияния на индоевропейцев была Балкано-Карпатская Металлургическая Провинция, то интенсивным источником культурного и социального влияния была загадочная майкопская археологическая культура северных предгорий Кавказа. Для её вождей сооружались огромные курганы, требовавшие работы больших масс людей в течение многих сотен человекочасов. Эти курганы начинены обширным золотым инвентарем, происхождение которого во многом загадочно, а хозяйственный облик майкопской культуры до конца не ясен. Нельзя исключать того, что майкопские вожди занимались работорговлей с культурами Ближнего Востока.
Индоевропейские скотоводческие группы раскинулись на широком пространстве Восточной Европы и Западной Азии от Южного Буга и до Енисея. Однако группа чрезвычайно плавно переходила в другую, так что археологам сегодня с трудом удается выделить их отличия друг от друга. Сперва Мариупольская культура, затем Среднестоговская культура с развитым коневодством, огромная Ямная культурно-историческая общность. Именно от этой общности начинается исход индоевропейских народов по всем радиусам Европы и Азии. В восточноевропейской степи ямная общность перешла в Катакомбную и Срубную общности и Бабинскую культуру.
Мир ариев в степной зоне России просуществовал несколько тысячелетий, с IV по II тыс. до н.э., выделил из себя несколько индоевропейских общностей, заселивших Западную и Восточную Европу, Индию и Иран, а степное пространство досталось в наследство потомкам ариев - скифам и сарматам.
Именно нашествию индоевропейцев приписывается конец «мирных пронизанных феминистским духом и эгалитаризмом» неолитических культур «Старой Европы» в теории литовско-американского археолога феминистки М. Гимбутас. Археологическими данными гипотеза о мирных культурах энеолита не подтверждается. Неолитические народы постоянно воевали между собой, их поселения, в том числе и в местностях крайне далеких от зоны проживания индоевропейцев, были хорошо укреплены и на них находятся следы военных конфликтов.
В то же время нет оснований сомневаться в том, что определенные группы ариев переселялись на Запад. Курганы ямной культуры обнаружены в значительном количестве на Венгерской равнине, являющейся крайне западной точкой Великой Степи. В последующие эпохи по тому же пути прошли гунны и сами венгры - и те и другие сделали Венгрию базой своих нашествий на Европу, так что нельзя исключать, что для ямников это зона так же получила значение базы для дальних походов. Но прямых доказательств этого нет - археологический инвентарь ямных курганов в Европе довольно скуден, хотя в нем есть и украшения из золота и серебра, и следы повозок, и даже сосуд со сгоревшими семенами конопли. Доминирующая в них гаплогруппа - R1b.
Однако решающая роль индоевропейцев в падении балканских неолитических культур ничем не доказана. Напротив, существуют такие феномены как Усатовская археологическая культура, представляющие собой мирный синтез ямников и трипольцев.
Более вероятно, что неолитическая протоцивилизация Балкан и Европы была погребена экосоциальным кризисом, связанным с невозможностью прокормить возросшее население. Спровоцировала этот кризис, вероятно, засуха, которая охватила не только Европу, но и Сахару и Ближний Восток. Важной частью экосоциального кризиса наверняка были массовые эпидемии.
Вполне вероятна гипотеза, что перенаселенные трипольские поселения с большим количеством скота стали гигантскими инкубаторами бацилл, в которых сформировались древнейшие штаммы чумы. Гигантские зернохранилища трипольцев стали идеальной кормовой базой для неисчислимых крыс, распространительниц крысиных блох.
Исследователи все чаще задаются вопросом: не были ли регулярные сожжения трипольских протогородов мерой дезинфекции - превентивной, или, что более вероятно, послеэпидемической. Возможно и многие другие необъяснимые вторжениями коллапсы дописьменных культур связаны с эпидемиями, следы которых чаще всего археологически неразличимы.
Системный кризис "Старой Европы" на рубеже IV-III тыс. до. н.э. привел к «первому великому переселению народов», активными участниками которого стали индоевропейцы. Однако они вряд ли были его первопричиной. Падение энеолитической протоцивилизации Балкан было, скорее всего, частью общего кризиса энеолита, сжавшего пространство распространения протоцивилизаций до 2-3 зон, в которых порог цивилизации был перейден благодаря созданию сверхэффективных бюрократических структур.
Продолжение: Бюрократические цивилизации Древнего Востока