Плато Бермамыт: впечатления от экскурсии из Кисловодска

Плато Бермамыт

Экскурсией на плато Бермамыт мы начали второй день нашего 12-дневного путешествия по Кавказу. Первый день посвятили знакомству с Национальным парком Кисловодский, ну а теперь замахнулись на более амбициозную цель — поездку из Кисловодска в соседнюю Карачаево-Черкесию.

Что такое плато Бермамыт?

Бермамыт — плато в Карачаево-Черкесии, на Скалистом хребте Большого Кавказа.

Варианты перевода слова “Бермамыт” с карачаевского:

• “Крученые голени”
  • “Окажи помощь”

Если кто не знаком со значением термина “плато”, то он означает равнину, лежащую высоко над уровнем моря, отделенную от остальной местности крутыми склонами.

Так вот, во многом именно благодаря супер-крутому склону, определяющему  юго-западную и северо-западную границы Бермамыта, это плато и обрело свою славу среди туристов. В остальном это плато как плато, ничего особенного, кроме высоты. Но вот склон, это нечто… Это даже не склон, а высоченный отвесный обрыв. Выглядит он грандиозно.

Телеканал National Geographic внес плато Бермамыт в свой топ-20 самых красивых мест России. Что ж, это абсолютно заслужено.

Вид на Эльбрус с Бермамыта

Ах да, есть еще один момент, ради которого многие едут на плато Бермамыт — якобы оттуда открывается один из лучших видов на Эльбрус. Но, честно говоря, лучше на это не рассчитывать. В нашем случае мы оттуда Эльбрус вообще не увидели. Это зависит от погоды и времени года и суток. Для справки, мы там были в середине июля, в обед, в районе 14-15 часов. Кстати, некоторые ездят на Бермамыт в двухдневный тур с ночевкой — конечно, в этом случае шансов увидеть Эльбрус намного больше.

Забавно, но мы смогли неплохо его разглядеть не с самого Бермамыта, а на пути к этому плато. Специально сделали две остановки, и вот что смогли увидеть:

Первая остановка с видом на Эльбрус
Вторая остановка с видом на Эльбрус

С учетом того, что от Бермамыта до Эльбруса почти сорок километров, я не уверен, что вид с плато очень детальный. Впрочем, красота вида определяется не только близостью к горе, но и рядом других факторов…

Зимняя аэросъемка плато Бермамыт с видом на Эльбрус:

В дальнейшем на нашем маршруте по Кавказу мы смогли увидеть Эльбрус с расстояния тринадцать километров, с абсолютно четкой картинкой. Так что особых переживаний о том, что не удалось это сделать с Бермамыта, у нас нет.

Где находится плато Бермамыт?

Ближайший населенный пункт к Бермамыту — село Хасаут в Карачаево-Черкесии.
Координаты плато: 43.703648, 42.442619

Кстати, когда я говорю о Бермамыте, то имею в виду часть плато рядом с вершиной Большой Бермамыт (высота 2 592 м над уровнем моря). Не смотря на использование слова “вершина” никакой ярко выраженной горы или скалы вы там не увидите. Речь просто о наивысшей точке в округе. Туристы в основном посещают именно Большой Бермамыт.

Есть также и Малый Бермамыт. Его высота, не смотря на название, выше, чем у Большого. Она составляет 2 643 м. Называется он “Малым”, потому что меньше площадь окружающего участка плато.

Почему туристы едут чаще на Большой Бермамыт? Туда проще добраться, а по зрелищности он не уступает Малому собрату.

Вид на Малый Бермамыт с Большого Бермамыта

Расстояние до плато Бермамыт

Расстояние до Большого Бермамыта ниже я указываю не по прямой, а по автомаршрутам:

• Кисловодск — 40 км
  • Ессентуки — 70 км
  • Пятигорск — 93 км
  • Минеральные Воды — 100 км
  • Нальчик — 170 км

Как видите, несмотря на то, что в рамках однодневной поездки добраться до Бермамыта можно из множества “туристических” городов, Кисловодск является самым близким и удобным вариантом.

Не стоит думать, что “жалкие” 40 км из Кисловодска можно преодолеть за час. Например мы ехали к Бермамыту более 2,5 часов. Причин две — состояние дорог (об этом ниже) и неуемное желание останавливаться по пути, ведь соблазнов насладиться видами там много.

Вот, например, в одном из мест туристы любят останавливаться, чтобы “пообщаться” с верблюдом:

Пара кадров, снятых на обратном пути с плато Бермамыт:

Экскурсией на плато Бермамыт мы начали второй день нашего 12-дневного путешествия по Кавказу.-5
Лошади местной карачаевской породы

Как добраться на плато Бермамыт?

Хотя на Яндекс Картах некие условные маршруты до Бермамыта размечены, по факту полноценная дорога идет примерно до границы Ставропольского Края и Карачаево-Черкесии (примерно треть пути), а дальше начинаются грунтовки, по мере приближения к плато переходящие в едва заметные “козьи тропы”. Едва ли навигатор подскажет вам лучшую из них.

Разумеется, никакие виды общественного транспорта на Бермамыт не ходят.

Пытаться добраться до плато на обычном седане и даже на паркетнике — так себе затея. Теоретически можно, но если у вас есть серьезный опыт вождения по бездорожью, и вы готовы не торопиться. Я видел на плато Renault Duster, но все-таки основная масса едет туда на автомобилях с более серьезными внедорожными способностями.

Экскурсии на плато Бермамыт

Учитывая все вышесказанное, я решил не рисковать и предпочел поехать на плато в рамках экскурсионного тура на внедорожнике. Таких экскурсий предлагается много и на месте в Кисловодске, и в интернете. Чтобы избежать неожиданностей в рамках нашего предельного сжатого по времени маршрута по Кавказу, я предпочел предварительно заказать экскурсию на Бермамыт онлайн.

Вот ссылка на экскурсию¹, которую я забронировал.

В этом агентстве несколько гидов, конкретно у нас был Алексей. Ехали на прекрасно тюнингованном УАЗ Патриоте. Впечатления от машины и водительских навыков Алексея — отличные. Не смотря на особенности дороги, ни одного из шести пассажиров не укачало.

Всего в машину усаживают до восьми пассажиров. В нашем случае получилось две семьи по три человека. С попутчиками очень повезло. Настолько, что на следующий день мы поехали с Алексеем в очередной тур из Кисловодска (в Джилы Су) в том же составе.

Это были далеко не единственные экскурсии на нашем 12-дневном маршруте, и в данном случае уровень сервиса был одним из лучших, точно могу рекомендовать. В дальнейшем были некоторые туры, организаторов которых я рекомендовать НЕ могу. В таких случаях я четко об этом упомяну.

Подробней о работе Алексея я еще расскажу в последующих статьях.

Уже позже я обратил внимание еще на один заманчивый вариант экскурсии на Бермамыт¹🔗. Он заинтересовал меня возможностью выбора опции - оказаться на плато днем, на рассвете или на закате. Говорят, что на рассвете виды с плато особенно хороши. Надо будет обязательно повторить поездку в это время суток!

Аэросъемка плато Бермамыт:

Погода на плато Бермамыт

Как и везде в горах Кавказа, погода на плато Бермамыт непредсказуемая. Выезжая туда, нужно готовиться к любым вариантам.

Мне пребывание на плато запомнилось очень сильным ветром. В Кисловодске в тот день было около 25-26 градусов, почти безветренно, но на плато, несмотря на переменную облачность с преобладанием солнца, было весьма прохладно. Из-за ветра казалось, что температура ниже 15 градусов. Мне было комфортно в легком пуховике. Были там люди, одетые и значительно легче, но едва ли они были рады тому, что не позаботились о более теплой одежде.

Хорошо, что не было дождя — в сочетании с таким ветром это было бы сурово. Да и ехать по мокрой земле пришлось бы вдвойне аккуратней, что сказалось бы на скорости. Если в прогнозе на день тура вы видите сильный дождь, стоит задуматься о переносе поездки.

Деревьев на плато нет, тени почти не найти, поэтому позаботьтесь о солнцезащитных кремах и головных уборах (таких, чтобы точно не сдуло).

На пути к Большому Бермамыту

На пути до основной цели нашей экскурсии была остановка на плато, точную локацию которой я сейчас определить не могу. Остановка была примерно за полчаса до конечной точки маршрута. Виды тут уже хороши, это, можно сказать, “тизер” перед просмотром главных красот. С этой точки начинается мое видео о поездке на Бермамыт:

Экскурсией на плато Бермамыт мы начали второй день нашего 12-дневного путешествия по Кавказу.-7
Экскурсией на плато Бермамыт мы начали второй день нашего 12-дневного путешествия по Кавказу.-8

На Большом Бермамыте

Прибыли к цели маршрута. Ближе к центру фото можно разглядеть перед обрывом геодезический знак с флагом — это и есть наивысшая точка, тот самый пик Большого Бермамыта

На плато есть мини-кафе, где пекут карачаевские хычины (лепешки с разными начинками). Цены с учетом эксклюзивной локации вполне приемлемые, я бы даже сказал, низкие. Качество наверно могло бы быть и лучше, но зато кушать вы будете с потрясающим видом, похвастаться которым может лишь очень ограниченное количество кафе в мире):

Кафе на плато Бермамыт

Возможность пообщаться с представителями животного мира — то, от чего моя супруга не откажется ни при каких обстоятельствах. И на плато такая возможность была:

Кони на плато Бермамыт
Вид с плато Бермамыт
Плато Бермамыт
Справа отличная локация для фото для тех, кто посмелей
Одна из лучших площадок для позирования)

Апдейт 2024: на двух фото выше - та самая локация Бермамыта, где снимался эпизод с Трубадуром, исполняющим соло на гитаре, из нового фильма "Бременские музыканты". Если интересно найти этот эпизод, его хронометраж в фильме с 54:29 до 54:40.

Кстати, я написал статью о локациях Северного Кавказа, где снимали "Бременских музыкантов".

Плато Бермамыт

Мы, как и большинство туристов, обошли пешком самый эффектный, юго-западный склон на Большом Бермамыте. Его протяженность — около 1,5 км. В конце немного осмотрели северо-западный склон (тоже “вау!”), и оттуда уже поехали обратно.

В кадр попал УАЗ, на котором мы приехали
Экскурсией на плато Бермамыт мы начали второй день нашего 12-дневного путешествия по Кавказу.-21

Всего прогулка у Большого Бермамыта заняла 80 минут. Конечно, там есть куда сходить и чем заняться и большее время, но у нас спонтанно возникли планы по продолжению экскурсии, и пришлось себя здесь ограничить.

Ну чем не скалы-аватары?)

В тот день мы еще посетили Экстрим-парк Медовый, Медовые Водопады и Гору Кольцо, но об этом речь идет уже в следующих заметках цикла.

С полным маршрутом нашего 12-дневного путешествия по Северному Кавказу с ссылками на описание его отдельных фрагментов вы можете ознакомиться здесь. Надеюсь, там вы сможете почерпнуть идеи для своего следующего отпуска.
Самостоятельное планирование продолжительных путешествий — это долгий и трудозатратный процесс. Если вам некогда заниматься планированием путешествия по Северному Кавказу, вы можете заказать авторский многодневный тур по всему региону или его составляющим на сервисе YouTravel.me по этой ссылке². Вам останется лишь купить авиабилеты. Остальное — проживание, маршрут, логистику по региону, экскурсионное обслуживание организаторы возьмут на себя.
Экскурсией на плато Бермамыт мы начали второй день нашего 12-дневного путешествия по Кавказу.-23