Недавно мне потребовалось заехать в свою альма-матер — в РГГУ на Миусской площади. Грешно было бы не увидеть в этом повод устроить небольшую прогулку по окрестностям.:) Миуссы, конечно, уже не совсем исторический центр Москвы, но и здесь найдётся, что посмотреть.
Забавный факт: когда пару лет назад в тексте про фудмолл «Депо» (о нём будет позже) я упомянула, что закончила РГГУ, в комментариях меня упрекнули в намерении выпендриться — мол, пытаюсь впечатление произвести! Забавно потому, что на 1 курсе, я знаю, некоторые мои одногруппницы, наоборот, РГГУ немного стеснялись — это были те, кто попал к нам, потому что не поступил в МГУ.:) Я не из их числа, но моя альма-матер никогда не вызывала желания ни стесняться, ни гордиться: просто университет, хороший, не хуже и не лучше других.:) За многое я ему благодарна.
Ну а раз так, значит, честно и справедливо будет именно с альма-матери и начать: тем более, что она этого достойна.:) Огромное здание РГГУ на Миусской площади в девичестве было Народным университетом имени Шанявского, а в первом браке — Высшей партийной школой, но об этой странице своей биографии здание не любит вспоминать. Университет построили в 1912 году, проект разрабатывал архитектор Эйхенвальд, и не обошлось там без гения инженера Шухова. Здание отдалённо смахивает на Музей изящных искусств на Волхонке (забавно: только сейчас осознала, что они одногодки!), такое же торжество неоклассицизма — трехэтажный корпус с двумя боковыми ризалитами и четырехколонным портиком по центру. Просуществовал университет в первоначальном замысле не слишком долго (считайте: оставалось 2 года до войны и всего 5 лет до революции), но за это время в роли слушателей там успели побывать, например, юный Сергей Есенин и не менее юная Анастасия Цветаева.
Я не сказала бы, что внутри университет очень интересен (с архитектурной точки зрения, конечно): от старины там мало что осталось, внутри неоднократно делали ремонт, хотя есть парочка весьма красивых больших аудиторий — может, Есенина помнят? — и очень стильная библиотека, которая когда-то ассоциировалась у меня с библиотекой Хогвартса.:) а ещё есть музей слепков античных скульптур, сделанный как мини-версия Музея изящных искусств на Волхонке.
Ну вот, свои обязанности альма-дочери я выполнила, про РГГУ рассказала, а теперь — про прочие достопримечательности в окрестностях. И начинать я предлагаю ab ovo — в данном случае, из-под земли.:) Потому что первой и главной задачей будет...
1) ...рассмотреть витражи на станции метро «Новослободская». Самая настоящая достопримечательность, туда даже гостей столицы специально возят! «Новослободская» точно входит в топ-сколько-нибудь самых красивых станций московской подземки, и вообще это ОКН (объект культурного наследия). И всё благодаря витражам, над которыми работал художник Павел Корин.
В детстве эти витражи напоминали мне калейдоскоп: здесь и цветы, и растения, и птицы, и звёзды, и как будто россыпь драгоценных камней... Есть, конечно, и те, что соответствуют идеологии: красные звёзды и люди полезных для общества профессий. Всего здесь 32 витража, и они украшают всю станцию: и центральную часть, и те стороны платформы, куда приходят поезда, так что при желании можно посмотреть на витражи, даже не выходя из вагона. Листайте галерею:
Станцию открыли в 1952 году, когда с архитектурными излишествами ещё никто не боролся. Но откуда вообще взялась такая идея? Ведь витражи — не советская эстетика! Взялась она из Риги.:) Над этими витражами работали в Латвийском отделении Художественного Фонда СССР, и сделали их латвийские художники. По одной из версий, для московского метро использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для оформления витражей в костёлах.
2) Записаться в библиотеку искусств имени Боголюбова (Сущёвская ул., 14). Во-первых, она считается одной из старшейших в Москве: основана в 1919 году. Во-вторых, библиотека занимает довольно красивое здание: оно было спроектировано в 1878 года архитектором Далем по спецзаказу живописца, коллекционера и мецената Алексея Петровича Боголюбова. В 1882 году дом продали семье Третьяковых, и уже по их заказу к старой деревянной части дома добавили каменную модерновую пристройку. Ну а почти сразу после революции, в 1919 году, в усадьбе открыли библиотеку, и вот до сих пор она здесь.
Здание прекрасно не только снаружи, но и (особенно!) внутри, и оценить это может любой желающий — записаться в библиотеку в Москве сегодня донельзя просто.:) В-четвертых, каждый месяц библиотека устраивает бесплатные экскурсии.
Ну а тем, кто планирует пользоваться библиотекой по прямому назначению, полезно узнать, что специализируется она на искусстве (название не просто так!). Там крупнейший в Москве фонд музыкальной литературы. А ещё там периодически устраивают концерты: виолончель, саксофон, фортепиано... причем под концерты выделяют самую красивую голубую гостиную (на фото выше). Есть повод заглянуть!
3) Посмотреть на старую полицейскую часть (Селезнёвская ул., 11). Сейчас здание занимает центральный музей МВД РФ, но туда так просто не попасть: хоть это и музей, а всё-таки принадлежит силовикам.:( Так что только в составе группы, по предварительной записи... охотно верю, что это интересно, но у меня пока не возникло желания заморочиться (а вы как хотите). Впрочем, здание заслуживает внимания как минимум из-за запоминающейся каланчи, так что посмотрим его хотя бы снаружи.
Каланча здесь не просто так: когда-то часть действительно была и пожарной, и полицейской сразу. Точнее, Сущевская полицейская часть с пожарным депо, и обосновалась она здесь в 1817 году. То здание, которое мы видим сегодня, построили в 1846 году, проект выполнил архитектор Михаил Быковский.
Об этой пожарно-полицейской части, кстати, довольно занятно писал Владимир Гиляровский. Сюжет внезапный:
Было и ещё одно занятие у пожарных. Впрочем, не у всех, а только у Сущёвской части: они жгли запрещённые цензурой книги.
— Что это дым над Сущёвской частью? Уж не пожар ли?
— Не беспокойтесь, ничего, это «Русскую мысль» жгут.
Там, в заднем сарае, стояла огромная железная решетчатая печь, похожая на клетку, в которой Пугачева на казнь везли. Когда было нужно, её вытаскивали из сарая во двор, обливали книги и бумаги керосином и жгли в присутствии начальства.
4) Навестить Селезнёвские бани (Селезнёвская ул., 15 стр.1). Если не париться, то хотя бы полюбоваться снаружи: на фасаде здания значится дата «1851», так что эти бани действительно весьма старые (хотя на полвека моложе легендарный Сандунов). Приземистое краснокирпичное здание с белым декором помнит многое. Селезнёвские бани принадлежали купцу Крашенинникову, и их отличительной особенностью было чёткое разделение: отдельно — дворянские бани, отдельно — простонародные. Всё это в прошлом, но бани благополучно пережили ХХ век и всё ещё действуют. Конечно, их реконструировали, хотя сделали куда менее современными и гламурными, чем Варшавские или Коптевские, но популярностью они до сих пор пользуются. Даже есть мнение, что пар здесь едва ли не лучший в Москве. Поверим на слово.
Кстати, напрашивается интересная параллель между двумя этими объектами, между баней и библиотекой.:) Ведь и то, и другое мы в какой-то момент будто бы объявили ненужным — зачем баня, если в квартире есть ванная, зачем библиотека, если есть онлайн-читалка? Тем не менее, они уцелели, просто теперь посещать их — удел ценителей, а не повсеместная необходимость.:)
5) Оценить подпольную типографию (Лесная ул., 55). На пути к еде в «Депо» очень советую притормозить на Лесной улице и потратить час на осмотр небольшого музея. Это одно из подразделений музея современной истории России, и оно так и называется: «Подпольная типография 1905-1906 гг.». Когда-то в этом здании, точнее, в подвале, располагалась нелегальная подпольная типография революционеров. Там печатались революционные листовки и газета «Рабочий», которую выпускали социал-демократы. Типография работала под прикрытием магазина «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе» и в итоге оказалась единственной, которую так и не сумела обнаружить полиция. Вот это мастерство конспирации! Ну а музей создали по горячим следам: в 1924 году, когда ещё живы были те, кто в этой типографии работал.
6) Удивиться, как в помещении «Депо» помещается аж целый троллейбус.:) Когда-то я очень подробно писала про этого гастрономического гиганта на Лесной улице, так что повторяться не буду: мои впечатления не изменились. Да, огромное пространство, да, внутри можно найти абсолютно любую еду абсолютно любой кухни мира... но для меня оно слишком огромное. Я не против фудхоллов (они же гастромаркеты), но в «Депо» я чувствую себя примерно как в амстердамском аэропорту Схипхол: а-а-а, куда идти, где я?.. Так что если душа и желудок просят карри, хинкали или пиццы, можно зайти сюда и по прямому назначению — пообедать. Только не уходите далеко от входа, чтобы не потеряться.:)
Если же нет, то предлагаю посмотреть на «Депо» под другим углом — как на памятник архитектуры. Это ведь и вправду самое настоящее депо: бывший Миусский трамвайный парк, который позднее превратился в парк троллейбусный. Краснокирпичная архитектура начала ХХ века многим нравится, знаю. И тема троллейбусов там всё ещё обыгрывается: несколько старых машин спрятали среди прилавков с едой, превратили в элемент интерьера, а некоторые и вовсе преобразовали в те самые прилавки. Вот только нюанс: если хотите в «Депо» на экскурсию, приходите утром в будний день. Вечером и в выходные рискуете не оценить всю красоту помещения из-за толчеи вокруг.:(
7) Заглянуть в магазин Charity Shop (ул. Фадеева, 7, стр.1). Вообще я экологически безответственная и потому не очень современная особа: ну не трогают меня идеи минимализма, осознанного потребления, стремление дать вторую жизнь вещам... и к секонд-хендам как жанру у меня очень много вопросов. Однако для системы «Второе дыхание» я делаю исключение: и свою собственную «списанную» одежду отношу в соответствующие контейнеры, и иногда, если пробегаю мимо, захожу в магазинчики Charity Shop. В Москве их примерно полдюжины. Да, конечно, это именно секонд-хенд, и все предубеждения имеют право на существование. Но иногда... почему бы нет? Правда, я в таких местах всегда придерживаюсь одного железного правила: беру вещи только тех брендов, на которые и в нормальном магазине обратила бы внимание. Никаких котов в мешках. В последний раз, например, ухватила хорошую хлопковую летнюю кофточку COS и летние джинсы Mango.
Жаль, что этого магазинчика не существовало, когда я была студенткой. Думаю, там можно было бы неплохо отмечать стипендии.:)
8) Зайти в музей музыки (ул. Фадеева, 4). Этот музей создавался совместно с Консерваторией на протяжении более чем 100 лет, так что ценителям этого вида искусства должно быть там интересно. Здесь и личные вещи музыкантов, и авторские рукописи композиторов, и мемориальные инструменты, и просто инструменты, которые по каким-то причинам признаны значимыми. Я, честно признаться, в музыке не понимаю абсолютно ничего, поэтому не могу компетентно объяснить, чем примечательно это место.:) Но уверена, что ценители справятся с этой задачей. Сейчас, например, там проходит выставка, посвященная музыкальным инструментам народов мира. Интересно!
9) Рассмотреть колокольню Никольской церкви (Долгоруковская ул., 25). Со стороны она выглядит, конечно, очень депрессивно: темная, заброшенная, едва ли не обгорелая.:( Увы. Почему-то ее не признали памятником, требующим заботы и реставрации, не сложилось. Колокольня не такая уж древняя: её датируют всего лишь 1903 годом, хотя вообще церковь Николая Чудотворца на этом месте известна с XVI века. Ну, она хорошо стилизована под традиционные русские шатровые храмы допетровской эпохи: начало ХХ века, мода на неорусский стиль, мы помним...
У церкви Николая Чудотворца в советские годы была интересная жизнь: сперва здесь открыли музей атеизма, а потом разместили "Союзмультфильм".
Кстати, особого внимания заслуживает топоним, название улицы, на которой стоит эта колокольня: Пыхов-Церковный проезд. По-моему, звучит как-то очень мило и уютно.:) Откуда такое название? Всё гениальное просто: Пыховы — это землевладельцы, которым до революции принадлежал этот участок, ну а церковь — вот она. Короткий переулочек соединяет улицы Фадеева и Долгоруковскую. И это будет самый быстрый путь, чтобы попасть сюда из нашей предыдущей точки, от музея музыки.:)
10) Заглянуть в арку (Долгоруковская ул., 38). Этот ракурс и удачный кадр (см. фото ниже) оказался сюрпризом для меня самой, раньше никогда не обращала на него внимания. Я вообще-то шла фотографировать Никольскую колокольню, вдруг посмотрела налево... а там вот такое! Люблю такое.:) И с архитектурно-эстетической точки зрения (мне очень нравится, когда в одном кадре смешиваются разные эпохи и стили), и с экзистенциальной: сколько ни ходи по Москве, а она всё равно подмигнёт из-за угла...
Из арки нам подмигивает колокольня церкви Пимена Великого в Новых Воротниках, которая стоит в Нововоротниковском переулке. Церковь появилась там ещё в конце 17 века, хотя, конечно, она неоднократно горела и перестраивалась. Примечательно, что к одному из последних «ремонтов» приложил руку архитектор Фёдор Шехтель. Кстати, это один из немногих московских храмов, который не прекращал работу в советские годы.
Если время позволяет, не ограничивайтесь заглядыванием в арку, а подойдите к церкви поближе (ну, при условии, что вам это интересно). Церковь небольшая, но очень яркая и нарядная.
11) Попробовать найти Косой переулок (Долгоруковская ул., 2-4). Как принято было говорить в школе, задание со звёздочкой — для тех, кто неравнодушен к миру Гарри Поттера.:) Переулок с соответствующим названием на карте Москвы действительно отмечен: короткая кривая линия между Долгоруковской и Краснопролетарской улицами (конечно, это уже ближе к Садовому кольцу, нежели к нашей «Новослободской»). Крошечный: всего 120 метров. Увы, сегодня почти всё пространство занимает современный жилой комплекс. Не сохранилось ни одной таблички с названием (и, кажется, нет ни одного дома с нумерацией по Косому переулку), так что даже сфотографировать было нечего... Или разгадка в том, что я всего лишь магл — поэтому мне и не открылся путь в мир волшебства? Попробуйте вы: может, нужно постучать по какому-нибудь кирпичу?:)
Интересный факт: именно в Косом переулке когда-то располагался первый в истории СССР вытрезвитель (открытый в 1929 году). Но переулок, конечно, Косой не из-за этого, просто он идёт наискосок.
***
Напоследок: пятиминутка в жанре «Москва, которой нет». Я не очень люблю этот жанр, но тут хочу рассказать о важнейшей достопримечательности этого района... которую мы не увидим уже никогда.:( Это храм в честь великого князя святого Александра Невского, построенный архитектором Александром Померанцевым по эскизам художника Виктора Васнецова (хороший творческий тандем, да?). Храму не повезло: строительство начали едва ли не накануне Первой мировой войны. Его и достроить толком не успели, а уже закрыли при новой власти после 1918 года. Храм стоял на Миусской площади, примерно там, где сейчас памятник Фадееву. «Избавились» от него уже в 1950-х годах, и, к сожалению, не только по идеологическим соображениям: он обветшал и начал разваливаться, ну а спасать его не считали нужным.
Знаете эти места? Добавите что-то интересное? Делитесь впечатлениями в комментариях и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: