Пройдя по Литейному мимо «Угрюмочной», юркнули в неприметную подворотню. Между серыми полуколоннами мрачноватого здания.
Туда ли?
- Туда- задумчиво посмотрела на нас Анна Андреевна.
Мы то в первый раз. А она больше тридцати лет в эту подворотню ходила. Сначала к одному мужу. Потом- к другому.
«Чужих мужей вернейшая подруга И многих безутешная вдова.».
А за подворотней- дворцовый парк. Роскошной усадьбы Шереметевых.
Вон он. За деревьями.
Но нам пока не туда. В музей- квартиру Ахматовой.
Собственно, музей начинается сразу. Как только за угол повернешь.
Все стены бывших флигелей исчерканы записками фанатов- почитателей, неумелыми картинками.
Кто-то пытается позвонить по древнему таксофону, кто- думает- как о себе память оставить.
Памятник.
Для верности- ещё и памятная доска.
Топаем на третий этаж. В музей- квартиру.
Музей то музей. Но вот Ахматовой эта квартира никогда не была. Жила бездомная стихотворица при очередном муже. Приживалка. Если попросту.
Так же как и при предыдущем. Во флигеле напротив.
Длинный коридор коммунальной квартиры.
Пунину, будущему мужу Ахматовой, выделили четыре небольшие комнаты. Еще две принадлежали соседям. Те жили практически отдельно. В квартире было два входа.
Тесновато, конечно, для трех человек. Сам Пунин, его первая жена Анна Евгеньевна Аренс-Пунина, дочь Ира. Однако терпимо.
Но потом пришлось приютить мачеху Николая Николаевича. Потом появилась новая жена. Анна Андреевна. Старую то не выкинешь. Некуда. На такую ораву пришлось домработницу поселить. С сынишкой. Сынишка подрос. Женился. Куда молодую вести? Сюда. Имеет право. В силу пролетарского происхождения.
Да и Ирочка подросла. Тоже замуж вышла. Так что молодая семья тоже тут обосновалась. В 1938г. Через год, как положено, у молодых дочка родилась.
Да еще многочисленные родственники подолгу гостили. В середине 30-х годов около года квартировал брат Николая Николаевича. С женой. И дочерью. С 1935 года- племянник Анны Евгеньевны.
Мачеха Пунина такого скопления народа не выдержала. Переехала к младшему сыну. В 1927 году.
- Ого- подумала бывшая жена, Анна Евгеньевна- место освободилось.
И тут же на место мачехи бывшего мужа поселила отца. Своего.
Коммунальная кухонька.
В коридоре- сундуки.
Где еще барахло хранить?
Здесь, на сундучке, спал сынишка. Юный Лёва Гумилев.
Маманя сынишкой особо не занималась. С ясельного возраста у бабушки. В Бежецке.
А тут- пора о высшем образовании думать. Вот и приехал к маме. На сундучок. В северную столицу.
Вот только прожил недолго. С отчимом не сошелся. Переходный возраст. Да и Пунин. Николай Николаевич. Тот еще персонаж был. К тиранизму предрасположенность (иностранное слово «абьюзер» не употребляю). Да и жмот.
Мог за столом бросить фразу. "Масло только для Иры". Это было при моем Левушке. Мальчик не знал куда глаза девать»- горестно вспоминала мамаша.
Короче. Съехал. Обратно к бабушке. А в институт так и не поступил. Происхождение подвело.
Для барахла- ещё и антресоли. Потом в хрущёвки перекочевали.
Среди коробок- фотоувеличитель. Хозяин дома увлекался.
Когда проявкой- печатью занимался- квартира в темноту погружалась. Не дай бог кто-нибудь из домочадцев лампочку включит.
Зато осталось много фотографий Ахматовой того периода.
Убогая обстановка.
Часть стены коридора обклеена газетами.
Более- менее- кабинет хозяина.
На диване- справа- спала Анна Андреевна.
Николай Николаевич считал себя великим ученым. Историком искусства. С огромным пылом пропагандировал новое искусство. Которое народу большевики дали. Чуть не правой рукой Луначарского был. Не помогло. В ГУЛАГе умер.
Самая большая комната- столовая.
Всё общежитие мирно за столом собиралось.
Правда, продолжалось это пока сын кухарки не женился.
- Хорошая комната. Большая.-с пролетарской прямотой заявила молодая жена.- Ту мы и будем жить.
- С мамой?- робко спросил супруг.
- Маму- в дом престарелых. Не баре. Без кухарок обойдемся.
Логично. Ведь скоро свои детишки появились.
В 1938 году Ахматова рассталась с Пуниным. Ну как рассталась? Типа, развелась. Просто избавилась от гнёта супружества.
«Когда б вы знали, из какого сора. Растут стихи, не ведая стыда».
Красиво. Но в этом соре бытия поэт Ахматова практически умер. С момента замужества и до развода написала всего около 30 стихотворений. А в некоторые годы - ни одного.
Анна Андреевна переселилась в эту комнатенку.
Вот так жили. Великие русские поэты. Во флигеле графского дворца.
Нам, кстати, пора туда.
Напоследок совет. Если тоже во дворец соберетесь.
Со стороны парка входа нет. Из подворотни направо. И перед вывеской театр- ныряйте в следующую подворотню. Проходные дворы. Прямо ко дворцу.
P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь